На экраны вышел анимационный фильм «Легенда о волках» (в оригинале – Wolfwalkers), созданный ирландской студией Cartoon Saloon. Нам он запомнился не только благодаря сюжету, но и рисовке – с одного взгляда на его леса можно поверить, что в них обитают волшебники. По этому случаю вспомнили еще 12 мультфильмов, которые отличаются необычной рисовкой.
Ярославский мультипликатор Александр Петров создает свои работы в редкой технике – рисует на стекле красками, а затем многократно изменяет и дорисовывает исходный кадр. Вместо кисточек аниматор часто использует пальцы (из-за этого работы иногда называют «пальцевой живописью»). «Старик и море» по повести Эрнеста Хемингуэя был создан в этой технике. В 2000 году анимационный фильм (над ним Петров работал в основном в Монреале, картина была создана в российско-канадско-японской копродукции) получил «Оскара» и стал последней на данный момент российской картиной, которую отметила Американская киноакадемия.
Если в фильмах других российских аниматоров, какой бы разной ни была их рисовка, действуют, как правило, люди, в работах художника Ивана Максимова – зачастую странные антропоморфные существа. И сюжеты фильмов, которые придумывает сам Максимов, рассказывают не о бытовых проблемах. Описанные в них конфликты метафоричны, за что работы художника часто называют философскими, психоделическими.
«Приливы туда-сюда» – заключительный фильм трилогии Максимова «Сожительство с капризной природой» (другие две части – «Ветер вдоль берега» и «Дождь сверху вниз»). Герои фильма, как следует из названия, борются с приливами, которыми затапливает их дом. Если вы поняли, что Максимов – ваш герой, полностью погрузиться в его миры можно в компьютерной игре «Полная труба» (вышла в 2003). Задача главного героя, к слову, описана так: «Найти свою тапочку и выбраться».
Японская анимация в целом довольно хорошо опознается визуально – и, возможно, «Паприка» не самый необычный ее образец. Но фильм, созданный Сатоси Коном на студии Madhouse. рассказывает о путешествиях во снах и использует весь доступный арсенал средств. Искривления пространства, переходы через зеркала, рассыпающиеся на бабочек объекты: «Паприка» – анимационный эквивалент «Начала» Кристофера Нолана.
Художника-аниматора Константина Бронзита дважды номинировали на «Оскара» – в 2016 году за «Мы не можем жить без космоса» и в 2009 году за «Уборную историю…» (оба вышли на петербургской студии «Мельница»). В последней, сценарий которой придумал сам Бронзит, рассказана история работницы общественного туалета, которая внезапно получает букет цветов и пытается найти таинственного дарителя. В практически черно-белой «Любовной истории» мало деталей (довольно лапидарная рисовка и у «Мы не можем жить без космоса»), но для выражения сильных чувство они, оказывается, и не нужны.
Еще один анимационный фильм от Cartoon Saloon. Как и в «Легенде о волках», дело происходит в средневековой Ирландии – на этот раз, в монастыре, где живет мальчик по имени Брендан. Однажды он знакомится с иллюстратором Эйданом, который работает над необычной рукописью – той, что войдет в историю под названием «Келлская книга». Волшебная книга поможет им и защититься от норманнов, которые готовят нападение на монастырь. Фильм номинировали на «Оскара», и хотя награду он в результате не получил, к нему пришла слава одного из самых необычных мультфильмов XXI века.
Американская студия с приятным русскому слуху названием Laika занимается кукольной анимацией. Среди ее работ «Кубо. Легенда о самурае», «Паранорман, или Как приручить зомби» и «Труп невесты» (создан вместе с Tim Burton Productions). Вышедшая в 2008 году «Коралина» рассказывает о девочке, которая попала в параллельный мир, где все как будто идеально, но у всех местных обитателем вместо глаз пуговицы. Фильм снят по одноимённой повести Нила Геймана, режиссер Генри Селик до этого работал еще над несколькими кукольными ужастиками, в том числе над «Кошмар перед Рождеством». «Коралина» получила номинацию на «Оскара» и стала одним из самых кассовых кукольных мультфильмов в истории.
Анимационный фильм, созданный французской студией Folimage. Кот Дино ведет двойную жизнь: днем живет в семье девочки Зои, а ночью помогает совершать дерзкие ограбления бандиту Нико. Однажды Зои замечает его во время побега и решает проследовать за ним. «Кошачья жизнь», в которой раскрывается настоящая криминальная интрига, собрала очень хорошую прессу и была номинирована на «Оскара».
Чилийский мультфильм про девочку, которая убежала в лес и нашла хижину с тремя поросятами, где решила укрыться от волка. Классический сказочный сюжет растягивается, ломается и дробится, как и само изображение (Владимир Пропп бы оценил!). Вот три поросенка – это дети Марии, за которыми она ухаживает, а вот она разозлилась на них и сожгла. Но потом они снова сидят за столом, только три поросенка – это уже три девушки. Вопросов много – например, кто во всей этой истории страшный серый волк? Ответов на них нет. Мультфильм довольно мрачный – и различные техники, в которых он выполнен (прежде всего, стоп-моушен анимация) только усиливают этот эффект. Сюжетом объясняется и то, что премьера «Дома волка» прошла на Берлинском кинофестивале не в какой-то из детских программ, а в экспериментальной секции Forum.
Единственный крупный студийный проект в нашем списке. Как следует из названия, действие фильма «Человек-паук: Через вселенные» происходит не в одном, а в нескольких мирах. И каждый нарисован в своей особой стилистике – черно-белый мир нуаров, мир аниме и так далее. Это путешествие по стилям помогло фильму собрать все возможные награды, от «Золотого глобуса» до «Оскара».
Еще одна короткометражка, которая стремится к простым, практически примитивным формам – «Узы» Дины Великовской. Фильм, нарисованный с помощью 3D-ручки, рассказывает об отъезде девушки из родного дома (Великовская создала его после переезда в Германию). За ней тянется нитка, к которой привязаны оставшиеся на родине телефонные провода, дороги, машины и даже дома – и отъезжая от дома, она буквально распускает этот мир, так сильны узы с родиной. Фильм получил Гран-при фестиваля анимационного кино в Суздале.
Фильм китайского режиссера Юньфаня рассказывает о студенте, который в 1967 году во время Культурной революции устраивается репетитором английского к школьнице и постепенно понимает, что влюблен и в нее, и в ее маму. Картину, которую сложно назвать детской (не только из-за сложного исторического контекста, но и из-за нескольких эротических сцен) показали в 2019 году на Венецианском кинофестивале, где она получила приз за лучший сценарий.
«Любовь+ смерть+ роботы» от Netflix – не один анимационный фильм, а целая антология. В нее вошли 18 короткометражек разных авторов из разных стран, объединенных только темой. Одну из короткометражек «Слепое пятно» создали аниматоры под предводительством Виталия Шушко. Проект спродюсировали Дэвид Финчер и Тим Миллер, последний также стал режиссером фрагмента «Ледниковый период». На Netflix антология идет с подзаголовком volume 1 – стриминг уже подтвердил, что готовит продолжение.
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…