На счету режиссера-классика культовые «Баллада о солдате» и «Жизнь прекрасна».
Григорий Чухрай родился 23 мая 1921 года в Запорожье. Через три года его родители разошлись, и матери пришлось сводить концы с концами, из-за чего семья сначала переехала в Днепропетровск, а потом, во время голода на Украине, бежала в Кисловодск. Затем были Пятигорск, Баку, снова Днепропетровск и Москва, куда на обучение направили отчима будущего режиссера. В итоге Чухрай остался в столице, чтобы доучиться в школе, но сразу после ее окончания поехал домой.
Практически сразу после возвращения в Днепропетровскую область Григорий был призван в армию, где спустя 2 года и встретил начало войны. Во время Великой Отечественной Чухрай служил в роте связи, принимал участие в различных операциях Южного, Сталинградского, Донского и Украинских фронтах, был четырежды ранен. За боевые заслуги награжден двумя орденами.
День Победы Григорий Чухрай встретил в госпитале, а окончательно демобилизовался только в конце декабря 1945 года. Уже осенью следующего года он поступил во ВГИК на режиссерский факультет в мастерскую Сергея Юткевича и Михаила Ромма. Последний буквально спас ученика в год выпуска: из-за проблем со здоровьем после ранений студент оказался в госпитале и не смог вовремя снять дипломный фильм.
Ромм позвал Чухрая на съемки «Адмирала Ушакова» ассистентом. На площадке легендарный режиссер дал ученику указание лично поставить несколько сцен, которые позднее не включил в фильм, а разрешил использовать в качестве дипломной работы.
Несмотря на полученное предложение остаться на «Мосфильме», Чухрай поехал на Украину, где 2 года проработал ассистентом режиссера на местной студии. На «Мосфильм» постановщика все-таки вернули: в 1955 году он снял дебютный фильм «Сорок первый» по повести Бориса Лавренева, главные роли исполнили Изольда Извицкая и Олег Стриженов.
Съемки были изнурительными и для актеров, и для команды, а после монтажа возникли новые трудности – сценарист Григорий Колтунов отказался ставить свое имя, посчитав, что его идею исказили. На успех картины, впрочем, это не повлияло – в СССР лента быстро стала знаковой. Оценили ее и за рубежом: на Каннском фестивале 1957 года «Сорок первый» получил специальный приз.
Второй фильм Чухрая и вовсе превзошел любые ожидания. «Баллада о солдате» получила более сотни зарубежных призов, включая спецприз жюри Каннского кинофестиваля, премию «Давид ди Донателло» за режиссуру, премию BAFTA за лучший фильм и номинацию на «Оскара» за лучший оригинальный сценарий.
Кроме того, Григорий Чухрай и его коллега Валентин Ежов, писавший сценарий, стали лауреатами Ленинской премии. Зрительский успех тоже был громким – всего картину о трагической судьбе русского солдата посмотрело 30 миллионов человек.
Съемки «Баллады» тоже не были простыми. Чухраю приходилось сражаться за свое авторское видение (например, ему удалось заменить все того же Олега Стриженова на Владимира Ивашова), разбираться с проблемами со здоровьем (в первый же день съемок режиссер повредил ногу, а позднее подхватил брюшной тиф), а также решать множество организационных вопросов. Потраченные усилия, впрочем, полностью стоили конечного результата.
Третий фильм Чухрая, «Чистое небо» о бежавшем из немецкого плена летчике получил главный приз ММКФ в 1961 году, однако впоследствии лег на полку из-за несоответствия политической повестке. В картине четко прослеживалась тема террора Сталина (5 лет спустя режиссер подпишет письмо против реабилитации вождя), поэтому вторую жизнь лента обрела только с наступлением перестройки. Четвертый фильм, «Жили-были старик со старухой», снова собрал звездный актерский состав и попал в конкурс в Каннах, но остался без наград.
С 1966 по 1971 год Григорий Наумович трудился педагогом ВГИКа и руководил режиссерской мастерской. Пятый его художественный фильм, снятый в конце 1970-х, постигла еще более печальная судьба: цензоры посчитали, что в «Трясине» режиссер опорочил честь погибших в войну солдат. Фильм перемонтировали, но он все равно отправился на полку. Давление на создателей при этом было таким сильным, что оператор Юрий Сокол эмигрировал в Австралию. В итоге картина с Нонной Мордюковой, сыгравшей укрывающую от армии младшего сына, увидела свет только в конце 1978 года.
Триумфальное возвращение Чухрая в профессию случилось в 1980-м, когда на экраны вышла «Жизнь прекрасна». Фильм совместного производства СССР и Италии рассказывал о бывшем военном летчике, который живет в стране, где правит хунта, и в один день оказывается на мушке спецслужб. Главные роли в проекте исполнили Джанкарло Джаннини и Орнелла Мути, так что «Жизнь прекрасна» ожидаемо произвела ажиотаж в европейских странах.
Призов создателям фильм, однако, не принес, после чего Григорий Наумович полностью сосредоточился на документальных проектах, проливающих свет на события войны и биографии причастных к ней. В 1992-1993 годах Чухрай снял совместный с немецким режиссером Рольфом Шубером телефильм «Смертельные враги», который завершил его режиссерскую карьеру.
В последние годы жизни Григорий Чухрай продолжал вести светскую жизнь и получать призы за вклад в киноискусство. Постановщик ушел из жизни 28 октября 2001 года после тяжелой болезни. Оба его ребенка – Павел и Елена – пошли по стопам знаменитого отца и связали свою жизнь с кинематографом.
Елена стала киноведом, Павел – известным режиссером, на его счету такие картины, как «Вор» (фильм номинировался на «Оскара»), «Водитель для Веры», «Русская игра», «Холодное танго».
Комментарии