Накануне Дня российского кино рассказываем о десятке короткометражных фильмов, которые получили признание на различных фестивалях. В первую очередь на калининградском смотре «Короче», который специализируется на коротышах. Тем более что часть конкурсантов прошлого и этого года показали всем желающим на минувших выходных в рамках Московской международной недели кино. Но это не значит, что больше их никто не увидит: некоторые звездные проекты выйдут на стримингах в ближайшее время, другие со временем тоже обретут цифровой дом. «КиноРепортер» рассказывает, на какие работы стоит обратить пристальное внимание.
Новая работа Ивана Соснина («Далекие близкие», «Пришелец»), в которой Сергей Гилев играет волонтера в детском хосписе. В свободное от работы время его Артем перевоплощается в больничного клоуна и любой ценой старается подбадривать маленьких пациентов. Однако, что бы он ни делал, ему никак не удается достучаться до одной из девочек. Чтобы переломить ситуацию в свою пользу, Артем решает объединить силы с ее мамой (Ольга Лерман). Вот только и она погрязла в мрачном отчаянии. Спасти человека, закрывшегося от всего мира, оказывается непросто – и герою приходится пойти на крайние меры. «Это как в зоне турбулентности, – напутствует его коллега. – Сначала маску нужно надеть на взрослого и только потом – на ребенка».
Как и всегда у молодого постановщика, «30 секунд» оказываются очень светлой (несмотря на все обстоятельства) историей про то, что человеку нужен человек. Про искренность, безответное служение, умение принимать чужую помощь. А еще про то, что слабость – это нормально. И если Сергей Гилев уходит в комедийную, намеренно клоунскую тональность (такая у его героя работа, ничего не поделаешь), то благодаря игре Ольги Лерман можно испытать настоящий катарсис – роли в «30 секундах» блистательно разведены и исполнены.
По стечению обстоятельств Шуст (Кузьма Котрелев) вынужден уехать. Чтобы его комната не простаивала зря, он соглашается пустить туда Дашу (Софья Шидловская), новую девушку своего друга. День перед отъездом проходит в бытовых хлопотах, но сквозь них проступают невысказанные чувства и тщательно скрываемые порывы – у этих двоих была общая история, о которой они стараются не говорить вслух. И только скорое прощание служит предлогом для обращения к драгоценным воспоминаниям – любимым крылышкам, «своей песне», привычным объятиям.
Трепетную и нежную историю Сергей Малкин (его «Последний фильм о любви» победил на «Короче-2024») расцвечивает красными и зелеными всполохами, наполняет облаками дыма и осязаемым ощущением уюта. Слегка портит впечатление разве что неразборчивая речь героев и пояснение в начальных титрах, которое может запутать и даже отвлечь от происходящего: слишком уж объемно и многострочно описание аромата, вынесенного в название.
Создатели этого комедийного экшена оттолкнулись от старинного эксперимента, который много десятилетий назад проводили над крысами. В клетку к грызунам помещали кнопку, нажатие которой задействовало так называемые центры удовольствия. В современной Москве подобное искушение настигает Сашу (Антон Филипенко): однажды он находит на пороге своего дома таинственное устройство, после чего становится добровольным затворником. Ситуацией крайне недовольна его девушка Таня (Настасья Самбурская), которая наносит пропавшему с радаров любовнику визит и выясняет неприятную правду о его моральных качествах.
Это неожиданное сравнение, но во второй половине «Кнопка» вызывает ассоциации с «Взрывной блондинкой». Или любым другим боевиком, в котором герои сражаются в ограниченном пространстве за некий артефакт. Операторская работа и хореография при этом выполнены на высоте, подмена звезд дублерами незаметна, а комедийный талант обоих артистов (сразу вспоминаешь ужимки Филипенко в «Барабашке») и агрессивный монтаж создают нужный комедийный эффект. «Кнопка» в первую очередь именно черная комедия: оргазм здесь гротескный, а насилие выходит за рамки, что особенно впечатлительных персон может всполошить не на шутку.
А вот жанр «Катарсиса» с ходу не определишь. Название картины и профессия главного героя – Андрей Смоляков играет ведущего актера провинциального театра, которому везде мерещится смерть, – намекают на трагедийное начало. Бесконечное путешествие на ночном троллейбусе и атмосфера тотального безвременья навевает мысли о магическом реализме. А Ирина Пегова, копающая могилы, прямо отсылает к абсурдной комедии положений. Или драме – это уже напрямую зависит от финала, который точно способен удивить.
Главное, чем цепляет работа Валерии Поповой, – это, конечно, актерские работы: ведущий тандем играет замечательно и с легкостью переворачивает с ног на голову любой жанр. Контраст возвышенного пафоса и низменной рутины бьет наотмашь, никого не оставляя равнодушным.
Заботливый отец и строгий тренер-самоучка (Иван Фоминов) увольняется из органов, чтобы вплотную развивать шахматный талант старшей дочери. На дворе 1991 год, и его инициатива не встречает понимания ни у руководства, ни у родных: мать Саши (Юлия Снигирь) считает, что девочке стоит заниматься более приемлемыми для 7-летнего ребенка вещами, а не изучением дебютов и эндшпилей. От многочасовых тренировок устает и сама девочка, но на кону чемпионат страны, а папа так в нее верит, что, кажется, проиграть – значит навсегда лишиться его любви.
В 15 минут экранного времени Оксана Костенюк сумела вместить и семейные разногласия, и яркие маркеры времени (в том числе теневого характера – девочка-вундеркинд играет с иностранцами на валюту), и развитие отношений отца и дочери, и несколько иерархических моделей, служащих очевидным препятствием на пути к победе. Тревожное настроение, вызванное сразу несколькими факторами, впрочем, к финалу рассеивается. Вот так и выяснилось, что у нас дома тоже есть «Ход королевы». И в отличие от нашумевшего сериала Netflix, эта история действительно основана на реальных событиях.
Ироничное фэнтези о зубных феях, которые живут среди людей и умеют омолаживаться благодаря выпавшим молочным зубам. Найти магических существ можно как в достаточно очевидных местах (Анатолий Котт, например, экспрессивно играет детского стоматолога), так и в достаточно маргинальных – представителя волшебного народца главная героиня впервые встречает в ломбарде, куда приходит заложить украшения, чтобы порадовать сына.
Что особенно симпатично – старую и молодую версии хозяина ломбарда играют постановщик фильма Сергей Анненков и его отец Алексей, много лет прослуживший в театре под руководством Армена Джигарханяна. Сходство очевидно, нужное впечатление достигнуто. Также в касте есть Алена Бабенко, она здесь – уставшая от жизни, но все еще не сломленная мама главной героини (Мария Большова), которая искренне рада наконец-то увидеть наследницу и маленького внука.
Главный герой этой истории (Илья Никулин) возвращается с неудачного свидания (камео Стаси Милославской) и решает найти единомышленников в виртуальном мире. Битый час уходит на составление анкеты (что несколько роднит проект с представителями жанра скринлайф): несмотря на то что одиночество его тяготит, признавать его публично он не готов. Как и свой самый страшный секрет: Антон страдает от эпилепсии, из-за чего ведет жизнь, полную ограничений.
На следующий день в больнице герой знакомится с девушкой (Элизабет Дамскер), у которой тот же диагноз, но которая совершенно не боится рисковать. Здесь в ход идет художественное преувеличение: конечно, поддаваться любому импульсу не только безответственно, но и вредно. Но если исполнение давней мечты может сделать тебя по-настоящему счастливым, то почему бы не рискнуть? Особенно когда рядом есть единомышленник, готовый подставить тебе плечо. Кстати, этот чудесный принцип постановщица Марина Калецкая применила к себе, таким образом дебютировав в режиссуре.
Редкий для отечественного кино жанр темного фэнтези – с зачарованным лесом, волшебными существами и проводником, который не так прост, как кажется. Свой голос и тело владыке леса Мифусу, отсылающему не то к «Хроникам Нарнии», не то к «Лабиринту фавна», подарил Павел Табаков. Его маленькую гостью сыграла Зоя Тодоровская, на счету которой работа в популярном американском сериале «ОА». Ну а в родителей девочки, страдающей от серьезного заболевания, перевоплотились Агния Дитковските и Денис Шведов.
Несмотря на легко считываемый твист, «Тинатин» способна загипнотизировать зрителя: в ход идут грим и графика, звуковые и световые эффекты, грамотная операторская работа и достаточно мощные актерские выступления. Как страшная сказка на ночь этот короткий метр работает отлично, да и на мысли о важном наталкивает без труда. От более философских, вроде размышлений о том, что лежит по ту сторону, до морально-этических.
Дарья Урсуляк играет одаренную швею Машу, которая спит с женатым клиентом и страдает от неуемной прыти пожилого арендодателя: Валерий то врывается посреди дня, чтобы поменять лампочки, то приезжает ночью, чтобы передвинуть пианино на привычное ему место. У героини, которая пытается устроить личную жизнь, такой натиск вызывает праведный гнев, и однажды она просит своего любовника разобраться с надоедливым визитером.
Поначалу «Придурок» прикидывается комедией в стиле «Дюплекса», помноженного на иллюстрацию пословицы «скупой платит дважды», – за особый пункт в договоре Маше скостили почти половину цены. Однако со временем героиня понимает, как ее одиночество и несчастье отражаются в другом человеке, и решает прислушаться к тому, кого всеми силами старалась игнорировать. Картина, кстати, сразу нашла отклик в сердцах зрителей – в Калининграде ее удостоили специального приза.
Чтобы лучше понимать этот короткий метр, стоит ознакомиться с первоисточником – одноименным рассказом, в котором содержится как минимум указание на время действия. На дворе 1999-й, вовсю ведутся максималистские разговоры о приближающемся конце света, финальной войне и любви, которая связывает двух юных героев неразрывной, казалось бы, нитью. В остальном Алина Сорокина идет строго по тексту: кража военной формы на рынке, игра в морской бой, стрельбище. Разве что кровь остается за кадром: для экрана хватает и сока граната – тоже краденного и честно поделенного на двоих.
Маше Кошиной и Максиму Карушеву хватает обаяния и актерского опыта, чтобы поддерживать в своих героях если не жизнь, то суровое ожидание мрачного будущего. Но апокалипсис, к которому они усердно готовились, так и не настает. Ожидаемо? Для них нет. И как это ни парадоксально, отсутствие конца света приводит к концу любви.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…