Накануне Дня российского кино рассказываем о десятке короткометражных фильмов, которые получили признание на различных фестивалях. В первую очередь на калининградском смотре «Короче», который специализируется на коротышах. Тем более что часть конкурсантов прошлого и этого года показали всем желающим на минувших выходных в рамках Московской международной недели кино. Но это не значит, что больше их никто не увидит: некоторые звездные проекты выйдут на стримингах в ближайшее время, другие со временем тоже обретут цифровой дом. «КиноРепортер» рассказывает, на какие работы стоит обратить пристальное внимание.
Новая работа Ивана Соснина («Далекие близкие», «Пришелец»), в которой Сергей Гилев играет волонтера в детском хосписе. В свободное от работы время его Артем перевоплощается в больничного клоуна и любой ценой старается подбадривать маленьких пациентов. Однако, что бы он ни делал, ему никак не удается достучаться до одной из девочек. Чтобы переломить ситуацию в свою пользу, Артем решает объединить силы с ее мамой (Ольга Лерман). Вот только и она погрязла в мрачном отчаянии. Спасти человека, закрывшегося от всего мира, оказывается непросто – и герою приходится пойти на крайние меры. «Это как в зоне турбулентности, – напутствует его коллега. – Сначала маску нужно надеть на взрослого и только потом – на ребенка».
Как и всегда у молодого постановщика, «30 секунд» оказываются очень светлой (несмотря на все обстоятельства) историей про то, что человеку нужен человек. Про искренность, безответное служение, умение принимать чужую помощь. А еще про то, что слабость – это нормально. И если Сергей Гилев уходит в комедийную, намеренно клоунскую тональность (такая у его героя работа, ничего не поделаешь), то благодаря игре Ольги Лерман можно испытать настоящий катарсис – роли в «30 секундах» блистательно разведены и исполнены.
По стечению обстоятельств Шуст (Кузьма Котрелев) вынужден уехать. Чтобы его комната не простаивала зря, он соглашается пустить туда Дашу (Софья Шидловская), новую девушку своего друга. День перед отъездом проходит в бытовых хлопотах, но сквозь них проступают невысказанные чувства и тщательно скрываемые порывы – у этих двоих была общая история, о которой они стараются не говорить вслух. И только скорое прощание служит предлогом для обращения к драгоценным воспоминаниям – любимым крылышкам, «своей песне», привычным объятиям.
Трепетную и нежную историю Сергей Малкин (его «Последний фильм о любви» победил на «Короче-2024») расцвечивает красными и зелеными всполохами, наполняет облаками дыма и осязаемым ощущением уюта. Слегка портит впечатление разве что неразборчивая речь героев и пояснение в начальных титрах, которое может запутать и даже отвлечь от происходящего: слишком уж объемно и многострочно описание аромата, вынесенного в название.
Создатели этого комедийного экшена оттолкнулись от старинного эксперимента, который много десятилетий назад проводили над крысами. В клетку к грызунам помещали кнопку, нажатие которой задействовало так называемые центры удовольствия. В современной Москве подобное искушение настигает Сашу (Антон Филипенко): однажды он находит на пороге своего дома таинственное устройство, после чего становится добровольным затворником. Ситуацией крайне недовольна его девушка Таня (Настасья Самбурская), которая наносит пропавшему с радаров любовнику визит и выясняет неприятную правду о его моральных качествах.
Это неожиданное сравнение, но во второй половине «Кнопка» вызывает ассоциации с «Взрывной блондинкой». Или любым другим боевиком, в котором герои сражаются в ограниченном пространстве за некий артефакт. Операторская работа и хореография при этом выполнены на высоте, подмена звезд дублерами незаметна, а комедийный талант обоих артистов (сразу вспоминаешь ужимки Филипенко в «Барабашке») и агрессивный монтаж создают нужный комедийный эффект. «Кнопка» в первую очередь именно черная комедия: оргазм здесь гротескный, а насилие выходит за рамки, что особенно впечатлительных персон может всполошить не на шутку.
А вот жанр «Катарсиса» с ходу не определишь. Название картины и профессия главного героя – Андрей Смоляков играет ведущего актера провинциального театра, которому везде мерещится смерть, – намекают на трагедийное начало. Бесконечное путешествие на ночном троллейбусе и атмосфера тотального безвременья навевает мысли о магическом реализме. А Ирина Пегова, копающая могилы, прямо отсылает к абсурдной комедии положений. Или драме – это уже напрямую зависит от финала, который точно способен удивить.
Главное, чем цепляет работа Валерии Поповой, – это, конечно, актерские работы: ведущий тандем играет замечательно и с легкостью переворачивает с ног на голову любой жанр. Контраст возвышенного пафоса и низменной рутины бьет наотмашь, никого не оставляя равнодушным.
Заботливый отец и строгий тренер-самоучка (Иван Фоминов) увольняется из органов, чтобы вплотную развивать шахматный талант старшей дочери. На дворе 1991 год, и его инициатива не встречает понимания ни у руководства, ни у родных: мать Саши (Юлия Снигирь) считает, что девочке стоит заниматься более приемлемыми для 7-летнего ребенка вещами, а не изучением дебютов и эндшпилей. От многочасовых тренировок устает и сама девочка, но на кону чемпионат страны, а папа так в нее верит, что, кажется, проиграть – значит навсегда лишиться его любви.
В 15 минут экранного времени Оксана Костенюк сумела вместить и семейные разногласия, и яркие маркеры времени (в том числе теневого характера – девочка-вундеркинд играет с иностранцами на валюту), и развитие отношений отца и дочери, и несколько иерархических моделей, служащих очевидным препятствием на пути к победе. Тревожное настроение, вызванное сразу несколькими факторами, впрочем, к финалу рассеивается. Вот так и выяснилось, что у нас дома тоже есть «Ход королевы». И в отличие от нашумевшего сериала Netflix, эта история действительно основана на реальных событиях.
Ироничное фэнтези о зубных феях, которые живут среди людей и умеют омолаживаться благодаря выпавшим молочным зубам. Найти магических существ можно как в достаточно очевидных местах (Анатолий Котт, например, экспрессивно играет детского стоматолога), так и в достаточно маргинальных – представителя волшебного народца главная героиня впервые встречает в ломбарде, куда приходит заложить украшения, чтобы порадовать сына.
Что особенно симпатично – старую и молодую версии хозяина ломбарда играют постановщик фильма Сергей Анненков и его отец Алексей, много лет прослуживший в театре под руководством Армена Джигарханяна. Сходство очевидно, нужное впечатление достигнуто. Также в касте есть Алена Бабенко, она здесь – уставшая от жизни, но все еще не сломленная мама главной героини (Мария Большова), которая искренне рада наконец-то увидеть наследницу и маленького внука.
Главный герой этой истории (Илья Никулин) возвращается с неудачного свидания (камео Стаси Милославской) и решает найти единомышленников в виртуальном мире. Битый час уходит на составление анкеты (что несколько роднит проект с представителями жанра скринлайф): несмотря на то что одиночество его тяготит, признавать его публично он не готов. Как и свой самый страшный секрет: Антон страдает от эпилепсии, из-за чего ведет жизнь, полную ограничений.
На следующий день в больнице герой знакомится с девушкой (Элизабет Дамскер), у которой тот же диагноз, но которая совершенно не боится рисковать. Здесь в ход идет художественное преувеличение: конечно, поддаваться любому импульсу не только безответственно, но и вредно. Но если исполнение давней мечты может сделать тебя по-настоящему счастливым, то почему бы не рискнуть? Особенно когда рядом есть единомышленник, готовый подставить тебе плечо. Кстати, этот чудесный принцип постановщица Марина Калецкая применила к себе, таким образом дебютировав в режиссуре.
Редкий для отечественного кино жанр темного фэнтези – с зачарованным лесом, волшебными существами и проводником, который не так прост, как кажется. Свой голос и тело владыке леса Мифусу, отсылающему не то к «Хроникам Нарнии», не то к «Лабиринту фавна», подарил Павел Табаков. Его маленькую гостью сыграла Зоя Тодоровская, на счету которой работа в популярном американском сериале «ОА». Ну а в родителей девочки, страдающей от серьезного заболевания, перевоплотились Агния Дитковските и Денис Шведов.
Несмотря на легко считываемый твист, «Тинатин» способна загипнотизировать зрителя: в ход идут грим и графика, звуковые и световые эффекты, грамотная операторская работа и достаточно мощные актерские выступления. Как страшная сказка на ночь этот короткий метр работает отлично, да и на мысли о важном наталкивает без труда. От более философских, вроде размышлений о том, что лежит по ту сторону, до морально-этических.
Дарья Урсуляк играет одаренную швею Машу, которая спит с женатым клиентом и страдает от неуемной прыти пожилого арендодателя: Валерий то врывается посреди дня, чтобы поменять лампочки, то приезжает ночью, чтобы передвинуть пианино на привычное ему место. У героини, которая пытается устроить личную жизнь, такой натиск вызывает праведный гнев, и однажды она просит своего любовника разобраться с надоедливым визитером.
Поначалу «Придурок» прикидывается комедией в стиле «Дюплекса», помноженного на иллюстрацию пословицы «скупой платит дважды», – за особый пункт в договоре Маше скостили почти половину цены. Однако со временем героиня понимает, как ее одиночество и несчастье отражаются в другом человеке, и решает прислушаться к тому, кого всеми силами старалась игнорировать. Картина, кстати, сразу нашла отклик в сердцах зрителей – в Калининграде ее удостоили специального приза.
Чтобы лучше понимать этот короткий метр, стоит ознакомиться с первоисточником – одноименным рассказом, в котором содержится как минимум указание на время действия. На дворе 1999-й, вовсю ведутся максималистские разговоры о приближающемся конце света, финальной войне и любви, которая связывает двух юных героев неразрывной, казалось бы, нитью. В остальном Алина Сорокина идет строго по тексту: кража военной формы на рынке, игра в морской бой, стрельбище. Разве что кровь остается за кадром: для экрана хватает и сока граната – тоже краденного и честно поделенного на двоих.
Маше Кошиной и Максиму Карушеву хватает обаяния и актерского опыта, чтобы поддерживать в своих героях если не жизнь, то суровое ожидание мрачного будущего. Но апокалипсис, к которому они усердно готовились, так и не настает. Ожидаемо? Для них нет. И как это ни парадоксально, отсутствие конца света приводит к концу любви.
47-й ММКФ, который пройдет в столице с 17 по 24 апреля, объявил жюри основного конкурса, конкурса короткого метра и программы…
Сегодня 50 лет исполняется Педро Паскалю – актеру, чья латиноамериканская харизма способна растопить заледеневшие сердца самых серьезных критиков. Прославившись благодаря…
1 апреля в столице начал работу Международный кинорынок и форум «Российский кинобизнес». Он проходит на территории киноконцерна «Мосфильм» и традиционно…
В возрасте 65 лет скончался актер Вэл Килмер. О его смерти сообщило издание The New York Times со ссылкой на…
В российский прокат выходит костюмированная драма Джанлуки Йодиче «Падение короны». Итальянец скрупулезно – по дневникам королевского камердинера – восстанавливает последние…
В столице открылся рынок и кинофорум «Российский кинобизнес». Темой первой сессии деловой программы стало репертуарное планирование и закупочная политика в…