Кино

Ваш водитель прибыл: 10 таксистов в современном российском кино

Таксист – поистине культовая кинопрофессия. Можно перечислить с десяток фильмов самых разных жанров, в которых фигурируют фактурные боги баранки: от мелодрам и комедий («Три тополя на Плющихе», «Бриллиантовая рука») до психологических драм и культовых блокбастеров («Таксист», «Пятый элемент»). И, конечно, по воле режиссеров работа перевозчиков зачастую выходит за рамки классического «доехать из точки А в точку Б». Рассказываем о 10 отечественных проектах, героями которых стали таксисты. Причем все они появились за последние 5 лет. 

«Пассажиры» (2020)

Создатели «Пассажиров» решили не мудрствуя лукаво оттолкнуться от самой очевидной трактовки: в их интерпретации профессия таксиста отсылает к Харону, перевозчику душ через реку Стикс. И это заметно влияет на жанр: перед нами многосерийная мистическая драма, в которой герой Кирилла Кяро оказывается заложником собственного прошлого. Теперь ему предстоит колесить по ночному городу с новопреставленными попутчиками, пытаясь понять, что именно держит их на земле. 

Короткие серии – в среднем по 15–20 минут – гарантируют яркие впечатления от просмотра. Во-первых, истории емкие и законченные. Во-вторых, концентрация звезд высочайшая: в загадочном «Мерседесе» за 2 сезона перебывал почти весь цвет российского кино. К слову, это не единственный раз, когда Кяро пришлось сесть за руль такси: во втором сезоне «Пассажиров» на посту его сменил Сергей Гилев, однако в лирическом альманахе Владимира Котта «Мужчина и женщина» Кирилл вновь оказался на месте шофера. Может, это судьба?

«Везет» (2021)

Алкоголик в завязке со славным гоночным мотопрошлым работает в глубинке трезвым водителем. Вид деятельности определяет тип клиентов: судьба редко подкидывает Ивану Потапову (Евгений Цыганов) вменяемых пассажиров, а потому он с усталой иронией следует установке «дают – бери, бьют – беги». Иногда, правда, убежать не выходит, но к такому повороту он тоже относится философски – и флегматичное лицо артиста здесь очень кстати. 

Бодрый старт, обаятельные сюжеты и житейские разговоры превращают «Везет» в приятное, порой даже уютное развлечение на пару вечеров. И хотя изначально мини-сериал Владимира Щеголькова («Нежность», «Цербер») мог бы стать очередной зарисовкой на тему суровой отечественной хтони, проект закрепляет за героями право на надежду и веру в любовь. Цыганов фактически играет ангела-хранителя, а его попутчики готовы враз нарушить принципы ради помощи ближнему.  

«Капельник» (2022)

Нашумевшее драмеди о молодом враче (Денис Прытков из «Онегина»), который ставит на ноги тех, кто переусердствовал с алкоголем и нехорошими веществами. Быстро подбирать антидот ему помогает собственный печальный опыт, а мешает больничное начальство. Выход обнаруживается в нелегальной подработке, с которой сложно соскочить по множеству причин: здесь и большие деньги, и круговая порука, и нелегальная подоплека. 

Герою приходит на помощь простой таганрогский парень (непрофессиональный актер Никита Никитин), тоже успевший пострадать от собственной глупости: Серега как-то раз ширнулся прямо за рулем и в одночасье лишился руки, невесты и официальной работы – доверять свою жизнь изувеченному таксисту граждане не спешат. На этом поле и рождается выразительнейшая трагикомедия: жалость к себе обаятельный водитель прикрывает щитом бронебойных шуток, а его попытки приноровиться к новым обстоятельствам вызывают смех и искреннее уважение. Подробнее о сериале читайте здесь.

«Лавстори» (2022)

Формально дебютный фильм Петра Тодоровского, снятый еще в 2017-м, но в прокат вышедший спустя несколько лет. И затерявшийся на фоне «Здорового человека» (три «Золотых орла» – это вам не шутки). Возможно, оно и к лучшему: «Лавстори» представляет собой безыскусный романтический сюжет, разыгранный Александром Петровым и Вильмой Кутавичюте. Он – таксист, мечтающий стать актером и бегающий по прослушиваниям. Она – его первая любовь, которая готовится к свадьбе с богатым женихом и хамит всем без разбора. Конечно, судьба их сведет, но список любовных и бытовых перипетий окажется слишком стандартным.

Несмотря на редкие удачные моменты («Артист – говно», – произносит в кадре Андрей Смирнов, лениво откусывая бутерброд), причислить «Лавстори» к лучшим образчикам жанра не получится. Химия между героями отсутствует, а шутки сомнительны. Формат мокьюментари также вызывает вопросы, перевешивая любую потенциальную интригу. Даже рабочая рутина показана ненатурально, что для жанра романтической комедии в принципе не грех. Но в общей массе претензий выглядит губительно. 

«Закрыть гештальт» (2022)

Еще один мистический сериал, уже в формате комедии. Федор Ярцев (Александр Ильин-младший) переквалифицируется в таксиста из автодилера не от хорошей жизни: «выпал из окна многоэтажки во время семейной ссоры, чудом не погибнув». Зато после этого он начал видеть призраков, неспособных вознестись из-за своих грехов. В первую очередь собственную тещу, мечтающую «закрыть гештальт». Федя, насмотревшийся на доморощенных психологов и коучей, пытается ее переубедить, но в итоге впрягается за заблудшую душу. А потом и другие страждущие находятся. В общем, практически «Привидение» по-русски. А еще – роман воспитания, в котором великовозрастный инфантильный эгоист осознает, что он великовозрастный инфантильный эгоист.

За душевную историю, в которой перемешиваются два мира, отвечает Максим Пежемский («Мама, не горюй», «Любовь-морковь», «Интерны»). Он же снимал «Свету с того света», главная героиня которой прикидывалась магом, чтобы помогать людям. Здесь же мистика вполне осязаемая, сарказм – резкий, юмор – непочтительный. А еще на месте яркие цвета и колоритные герои, успешно удерживающие проект и в жанровом поле, и в поле зрения публики.

«Мерзлая земля» (2023)

Основанный на реальных событиях детективный сериал, который должна была делать Дарья Жук, но в итоге сняла Оксана Карас. Что примечательно, таксистов на первом плане здесь сразу двое: подозреваемый в жестоком убийстве (Антон Филипенко) и его возлюбленная (Светлана Ходченкова). Впрочем, в силу сюжетной завязки от непосредственных обязанностей оба отлучены: один – физически, другая – морально и психологически. Таксопарк периодически мелькает в кадре, но куда важнее выяснение страшной правды и борьба с не менее страшными домыслами.

Если в сериале «Везет» обыденность была расцвечена откровенно фантасмагоричными красками, то здесь пасмурную хмарь ничто не сдерживает. Прелести глубинки, вдобавок утрированные, предстают во всей красе. Но лишь после просмотра удастся выяснить, какая эмоция возобладает в итоге. Каст, кстати, вполне звездный: Юрий Чурсин, Максим Стоянов, Сабина Ахмедова, Виталий Коваленко, Григорий Чабан и Полина Гухман. Подробнее о сериале читайте здесь.

«Кентавр» (2023)

Герметичный триллер-перевертыш большое внимание уделяет саспенсу: нелюдимый таксист-инвалид Саша (Юра Борисов) работает исключительно по ночам и вынужден несколько часов провести с дерзкой эскортницей Лизой (Анастасия Талызина). Это определенно игра в кошки-мышки, но интрига – кто охотник, а кто добыча – держится до конца.

Несмотря на яркие актерские работы (Сергей Гилев в очередной раз играет человека-тьму), на первый план выходит тандем Борисова и Талызиной. Где первый отлично вписывается в образ темной лошадки. Чаще метафорически: кентавром, например, его делает неразрывная связь с собственной машиной. Не «Титан» Жюлии Дюкурно, конечно, но тоже явный симбиоз. Подробнее о фильме читайте здесь

«Алла-такси» (2024)

Неожиданный хит минувшего телесезона – классическая мелодрама. Алле (Светлана Колпакова) изменяет муж, однако решение уйти от него влечет за собой серьезные последствия: невозможность видеться с сыном и срочная нужда в средствах. Как минимум для того, чтобы съехать из разоренного семейного гнездышка. Вдобавок – кража денег и документов, не оставляющая надежды на лучшее будущее. Она, впрочем, все равно появляется – в местном таксопарке, куда героиня устраивается водителем. Вот только окружающих такая смена патриархальной парадигмы в восторг не приводит.

Несмотря на то, что автомобильная тема в многосерийном проекте Рауфа Кубаева («Аманат», «С чего начинается Родина») прослеживается достаточно четко, телевизионный формат диктует как сюжетные особенности, так и типичный визуал. В наличии зашкаливающая наивность, растянутый хронометраж, когорта привычных звезд (от Евгения Миллера до Марата Башарова) и всевозможные жизненные перипетии, вызывающие острое чувство сопереживания. Визуал при этом настолько яркий и светлый, что буквально кричит о счастливом финале. Впрочем, это тот еще секрет Полишинеля. 

«Такси под прикрытием» (2024)

Еще один успешный телепроект, успевший получить продолжение. Исполнитель главной роли Дмитрий Власкин описывает его как «условный стилистический микс из «Малыша на драйве» и «Взрывной блондинки»: взрывы, погони, прыжки с крыши и рукопашные бои представлены в изобилии. Эстетика у сериала действительно вычурная: в первой же серии объявляется маньяк, пусть и не такой изобретательный, как, например, в «Методе». Во второй – бесследно пропадает бизнесмен. К третьему эпизоду в городе появляется банда, орудующая на угнанных такси. 

И каждый раз лейтенант Алексей Турбин оказывается в гуще событий по рабочим соображениям: из-за чрезмерной принципиальности его превратили в подставного водителя, способного незаметно наблюдать за криминальными переделами в городе. Прием действительно эффективный, что доказал еще первый сезон британского «Шерлока», вышедший почти 15 лет назад. Но в России из этой идеи выжали максимум.  

«Туда» (2025)

Самый свежий пример – съемки этого фильма стартовали совсем недавно. Главные роли в роуд-муви Ивана Петухова (он уже снимал новеллы про таксистов для фантастического проекта «Алиса», показанного на техасском фестивале SXSW) исполняют Ирина Старшенбаум и Петр Федоров. Первая играет легкую на подъем актрису, которой потребовалось проехать полторы тысячи километров. Второй – молчаливого таксиста, неожиданно для самого себя согласившегося на поездку по маршруту «Уфа-Москва».

Впрочем, артисту не привыкать: стремительно переквалифицировавшегося таксиста он играл еще в «Аванпосте» (у нас есть Корбен Даллас дома!). «Ира и Петя дают нам столько жизни, сколько даже в самых оптимистичных мечтах сложно было ожидать», – отмечает постановщик. Вдохновляющее кино о красотах страны и помощи ближнему ждем в прокате в следующем году.   

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

2 часа назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

4 часа назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

5 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

8 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

10 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

13 часов назад