Звезда «Дневника памяти», «Драйва» и «Бегущего по лезвию 2049» празднует 40-летний юбилей.
12 ноября Райану Гослингу стукнуло 40 лет, из которых почти 30 он занимается актерством. Канадец начинал вместе с Бритни Спирс, Джастином Тимберлейком и Кристиной Агилерой в диснеевском «Клубе Микки Мауса» в 1990-х, в 2000-х стал звездой главного фестиваля независимого кино «Сандэнс», а в 2010-х превратился в кинозвезду мирового масштаба. «Гусенок» (так переводится его фамилия) покорял девичьи сердца в «Дневнике памяти» и «Ла-Ла Ленде» и обезоруживал противников редкой крутизной в «Драйве» и «Бегущем по лезвию 2049». Однако далеко не все работы любимого актера Николаса Виндинга Рефна (прости, Мадс Миккельсен!) и лучшего партнера Эммы Стоун (извини, Джесси Айзенберг!) известны широкой публике. «КиноРепортер» рассказывает о десяти наиболее тихих пунктах фильмографии актера.
«Молодость Геракла» / Young Hercules (1998-99)
У популярного в России сериала «Удивительные странствия Геракла» с Кевином Сорбо был не только феминистский спин-офф «Зена — королева воинов», но и приквел, в котором юного заглавного героя изображал 17-летений Райан Гослинг. Геракл обучается воинскому искусству у кентавра Хирона, дружит с будущим королем Коринфа Ясоном и вором Иолаем и чуток флиртует с поклонницей Артемиды Корой — понятное дело, к греческой мифологии все это имеет посредственное отношение. В пилоте Геракла играл Иэн Боэн, который в итоге не захотел переезжать на несколько лет в Новую Зеландию. А вот Гослинга переезд не смутил, и он готовился к роли с мастером боевых искусств, который тренировал Кевина Сорбо и Люси Лоулесс. Однако к началу съемок актер все равно был настолько худым, что гримерам и костюмерам приходилось идти на разные ухищрения, чтобы сделать его более мускулистым. Шоу продержалось 2 сезона.
«Фанатик» / The Believer (2001)
Первую главную роль в полнометражном кино Гослинг сыграл в малобюджетной независимой драме Генри Бина «Фанатик» (не путайте с одноименным музыкальным ромкомом с Джоном Кьюсаком). В центре сюжета — еврей-неонацист Дэнни, в детстве учившийся в еврейской школе и мечтавший стать раввином, а сейчас раздираемый противоречиями. Фильм получил Гран-при «Сандэнса» и «Святого Георгия» на 23-м Московском международном кинофестивале. В основе фильма — реальная история члена Американской нацистской партии Дэна Бурроса, который покончил с собой в 1965 году, когда в New York Times раскрыли его еврейское происхождение. После выхода «взрывоопасной» драмы критики влюбились в Гослинга, который до этого был известен как звезда канала Disney. Одну из главных ролей в фильме исполнила сестра Хоакина Феникса и экс-жена Кейси Аффлека Саммер Феникс, которую нечасто можно увидеть на экране.
«Закон бойни» / The Slaughter Rule (2002)
Вторая «сандэнсовская» драма в фильмографии Гослинга — от независимого режиссерского дуэта братьев Алекса и Эндрю Смитов («Выходя», «Зима в крови»). Здесь будущая голливудская звезда играет выросшего без отца старшеклассника, пытающегося найти смысл жизни в небольшом городке в Монтане. В этом ему помогает местный эксцентрик (Дэвид Морс из «Зеленой мили»), собравший команду игроков в американский футбол. Вновь после «Фанатика» Гослингу достался проблемный и чувствительный юноша, чья ненависть к себе проявляется через внешнюю жестокость.
«Отсчет убийств» / Murder by Numbers (2002)
Свою первую крупную роль в студийном проекте Гослинг сыграл в предсказуемом психологическом триллере Барбета Шредера. Он и Майкл Питт (еще один любитель авторских драм 2000-х) изображают старшеклассников, совершивших, как им кажется, идеальное убийство. Однако на их след выходит опытная детектив (Сандра Буллок), которая пошла работать в органы после того, как муж 17 раз пырнул ее ножом в живот. Из-за ницшеанских идей дуэт популярного красавчика из богатой семьи (Гослинг) и замкнутого интроверта (Питт) сравнивали с героями хичкоковской «Веревки», но большого успеха триллер не имел ни у критиков, ни у зрителей. Буллок застряла в ромкомах еще на десять лет (до «Гравитации»), зато на съемках между ней и Гослингом на год завязался роман.
«Соединенные штаты Лиланда» / The United States of Leland (2003)
Не все «сандэнсовские» драмы Гослинга оказывались удачными. «Лиланда» критики разгромили за невнятный сюжет, не вызывающих сочувствия героев, аморальные смыслы и неровную актерскую игру. Кроме Райана, тут играют Дон Чидл, Крис Клейн, Джена Мэлоун, Лена Олин, Мишель Уильямс, Керри Вашингтон, Шерилин Фенн, Майкл Пенья и даже находящийся на пике карьеры Кевин Спейси. Несмотря на впечатляющий актерский состав, лента едва собрала в прокате 300 тысяч долларов, а режиссер-дебютант Мэттью Райан Ходж до сих пор не снял ни единой работы. Гослинг тут выступает в привычном образе противоречивого подростка-убийцы: на этот раз его герой по непонятной причине хладнокровно убивает аутичного брата собственной подружки.
«Полу-Нельсон» / Half Nelson (2006)
Школьный учитель истории и наркоман Дэн Данн заводит дружбу со старшеклассницей Дрей (Шарика Эппс). Он пытается спасти ее от криминальной дорожки, а она помогает ему завязать с пагубной привычкой. Несмотря на номинацию на «Оскар» (первую в карьере Гослинга) «Полу-Нельсон» никогда не выходил в России легально и остался у нас сравнительно незамеченным. А зря — в независимом дебюте Райана Флека и Анны Боден («Капитан Марвел») Гослинг исполнил одну из лучших ролей в карьере. Критики даже сравнивали его с молодым Марлоном Брандо. Во время подготовки актер переехал в маленькую квартирку в Бруклине, где следил за жизнью местного учителя.
«Все самое лучшее» / All Good Things (2010)
Наследник влиятельной семьи нью-йоркских застройщиков Дэвид (Гослинг) женится на девушке из рабочей семьи Кэти (Кирстен Данст). Через несколько лет отношения между супругами накаляются, однако неуравновешенный муж не готов давать жене развод. Загадочным образом Кэти исчезает… Единственный игровой фильм прославленного документалиста Эндрю Джареки интересует в первую очередь историей за кадром. Сюжет основан на реальном исчезновении Кейтлин МакКормак в 1982 году. Ее мужа Роберта Дерста долгие годы подозревали в убийстве, однако доказательств не было. Однако когда богач посмотрел «Все самое лучшее», ему так понравилось, что он не только записал с режиссером комментарии для DVD-издания ленты, но и согласился дать документалисту ряд интервью. В 2015-м Джареки выпустил документальный мини-сериал «Тайны миллиардера», в котором Дерст под запись случайно (!) признался в убийствах. После выхода в эфир заключительной серии 70-летнего мужчину арестовали, и он до сих пор ожидает суда.
«Только бог простит» / Only God Forgives (2013)
После успеха «Драйва» в Каннах (приз за режиссуру) и в прокате ($80 млн мировых сборов) Николас Виндинг Рефн и Гослинг тут же решили вновь объединить силы. Однако не всем любителям нео-нуара про влюбленного каскадера «Только бог простит» придется по вкусу. Криминальный триллер, который Рефн посвятил своему «духовному отцу» Алехандро Ходоровски, больше напоминает последующие экспериментальные работы датчанина, где стиль сильно преобладает над содержанием. В центре сюжета — живущий в Бангкоке боксер-наркоторговец Джулиан, который по требованию жесткой матери-криминального босса (божественная Кристин Скотт Томас) должен отомстить крутому тайскому копу (Витхая Пансрингарм) за смерть старшего брата. Где-то в этот период карьеры Гослинг закрепил за собой амплуа безэмоционального молчуна (за весь фильм у Джулиана 17 реплик), став американским аналогом Евгения Цыганова. Как и с большинством работ Рефна, получилось красиво, жестоко, странно и не всегда понятно.
«Как поймать монстра» / Lost River (2014)
В этом фильме Гослинг выступил в роли режиссера и сценариста. В 2013-м он заявил, что устал от актерства: «Я потерял понимание того, чем занимаюсь. Думаю, хорошо бы сделать перерыв и заново посмотреть, почему и как я работаю», — заявил Гослинг, обсуждая свой дебют. Мало кто ждал от героя боевиков, мелодрам и сандэнсовских драм детективное фэнтези, которое композитор Джонни Джуэл описал как «мрачных «Балбесов». Если кратко, то это история о матери-одиночке, которую уносит в темный подземный мир, пока ее сын-подросток попадает в подводный секретный город. Воплощать фантазии Гослинга согласились Кристина Хендрикс, Сирша Ронан, Мэтт Смит, Бен Мендельсон и мать его двоих детей Ева Мендес, для которой лента на данный момент является последним проектом в карьере. «Как поймать монстра» попало в каннскую программу «Особый взгляд», где фильм не произвел впечатления. Критики назвали работу «самовлюбленной», «наглой» и «вторичной», а в The Telegraph написали, что Гослинг не отличает режиссуру от собрания гифок из фильмов Дэвида Линча и Марио Бава. Впрочем, спустя пару лет после выхода кино стало популярно среди поклонников сюрреалистического фэнтези. Кстати, за картинку отвечал Бенуа Деби — постоянный оператор Гаспара Ноэ и Хармони Корина.
«Между нами музыка» / Song to Song (2017)
Экспериментальная мелодрама Терренса Малика 5 лет добиралась до американского проката и 7 — до российского. «Между нами музыка» рассказывает о любовном треугольнике между гитаристкой (Руни Мара), продюсером (Майкл Фассбендер) и музыкантом (Гослинг). В кадр также периодически заглядывают Кейт Бланшетт, Натали Портман, Кристиан Бэйл и Вэл Килмер. Бессвязность повествования — фирменная фишка Малика последние десять лет — разочаровала критиков, которые, судя по рейтингу на Rotten Tomatoes, считают «…музыку» худшей работой в фильмографии режиссера. Картина действительно не попала ни в Берлин, ни в Канны, ни в Венецию — ее премьера тихо прошла на техасском фестивале South by Southwest.
Комментарии