«КиноРепортер» рассматривает разные версии почти волшебной истории – без феи, туфельки, тыквы, а иногда даже без принца.
65 лет назад состоялась премьера мюзикла «Забавная мордашка» (1957) – более или менее современной сказки о Золушке. Эта принцесса, пожалуй, была и остается самым популярным девичьим персонажем. Иначе чем объяснить такое многообразие сюжетов о фантастическом преображении? Однако история со злой мачехой, доброй феей, хрустальной туфелькой и, самое главное, тыквой – не единственный вариант развития событий. И многочисленные ромкомы продолжают доказывать это из года в год.
«Праздный богач» (1929)
Начнем с обратной истории: в самом начале фильма миллионер Уилл женится на своей секретарше Джоан. Ее семья – средний класс – старательно избегает даров богача и стыдится избыточных денег. И в ходе сюжета парню нужно каким-то образом убедить свою новую родню в том, что иметь большое состояние – хорошо, и ничего зазорного в этом нет. Чувствуете, что что-то не так?
Это не только вывернутая наизнанку история Золушки (в классическом сюжете ей бы наверняка пришлось убеждать родителей принца в том, что она достойна их сына). В комедии «Праздный богач» докодексовый Голливуд вслух – благо, звук уже появился – провозглашает, что деньги равны добру. Но победит все равно любовь. Конечно, так произошло и в сказке про Золушку: чувство способно преодолеть и классовые, и языковые, и прочие барьеры. Но знаете ли вы хоть одну историю, в которой парню с деньгами пришлось бы доказывать свою честность и полезность?
Фильм «Праздный богач» (1929), в оригинале названный The Idle Rich, основан на пьесе «Белые воротнички: Комедия в трех актах» (1923) Клары Беранджер. В 1938 году лента получила ремейк «Богач, бедняжка».
«Пигмалион» (1938)
Первая экранизация одноименного романа Бернарда Шоу 1912 года оказалась на удивление хороша: и «Оскар» за адаптированный сценарий получила, и Уэнди Хиллер представила миру (актриса играла в театре), и одела главную героиню в наряды Schiaparelli и Worth. Но первым был не Шоу, а греки: миф о Пигмалионе рассказывает историю скульптора, который влюбился в свое творение. Афродита затем это творение оживила, дабы талантливый художник обрел свое земное счастье.
В пьесе Шоу Пигмалионом становится профессор фонетики Генри Хиггинс, заключивший пари с приятелем: за полгода он научит некую Элизу Дулиттл светским манерам. Учитывая, что девушка – уличная цветочница, которая говорит на кокни (лондонское просторечие), а представить ее надо будет на светском приеме как герцогиню, задача кажется непосильной. Однако преображение в духе «из грязи в князи» удалось, причем настолько, что Хиггинс влюбился в заново созданную леди Элизу. По одну сторону сюжета, конечно, все еще маячит призрак Пигмалиона, однако по другую сторону мы видим настоящую Золушку, которая не только учится манерам и нормальной речи, но еще и заново себя осознает в новом обрамлении.
Для фильма Бернард Шоу специально написал ряд крупных эпизодов, которые впоследствии включили в одну из редакций пьесы. При этом концовка комедии Шоу и картины 1938 года принципиально отличаются. Кстати, «Моя прекрасная леди» – мюзикл 1956 года – и лента 1964 года с Одри Хепберн основаны на сценарии «Пигмалиона» (1938).
«Пленница» (1946)
Это не ромком – это мрачная версия «Золушки» эпохи нуара. Прекрасный принц-миллионер превращается в тыкву вскоре после свадьбы: он больше похож на Синюю Бороду, нежели на доброго и застенчивого юнца. Однако главная героиня Леонора так долго жила в безденежье и так мечтала о норке – она и не заметила, что Чудовище нельзя расколдовать. Властный Смит Олриг, душевнобольной миллионер, женился на девушке только ради того, чтобы доказать психиатру, что он может это сделать. Леонора же вышла замуж только ради того, чтобы жить богато, предварительно убедив себя в том, что влюбилась. Если коротко: два несчастных человека сошлись и сделали друг друга еще несчастнее.
В угоду времени этот нуар поместил главную героиню в весьма неудобные обстоятельства: когда к Золушке приходит настоящая любовь, оказывается не так-то просто уйти. Кроме того, у нее уже есть ребенок: совсем не как в сказке. Но «Пленница» – все еще история о том, как бедная девушка вышла замуж за богатого парня, только эта Золушка поздно поняла, что золотой клеткой невозможно заменить счастье.
«Забавная мордашка» (1957)
Новая история Золушки отправляет простушку на обложку женского журнала, и не потому, что красивая, а потому, что умная. По сюжету, книжный магазин оказался в модной съемке – к ужасу продавщицы Джо. Помогая наводить на полках порядок, фотограф Дик целует девушку – и уходит, только вместо хрустальной туфельки в книжном остается шляпка. Но с собой он уносит идею превратить Джо в девушку с обложки, ведь она обладает не только красотой, но и умом, которого так не хватало прежней модели.
Но в «Забавной мордашке» главная героиня сначала становится «принцессой»: ее образ всех покоряет, любое платье сидит идеально, съемки всякий раз проходит удачно, и она даже входит во вкус… И только затем девушка обретает любовь. Однако это не принц вовсе, а Дик – тот самый фотограф, который рассмотрел в ней настоящую звезду. В 1950-х, наконец, образ Золушки отделился от обязательного замужества: теперь на первом плане – само преображение, даже в некотором роде реализация. И не королевская, а простая человеческая любовь.
Одри Хепберн к лицу истории о преображении: в 1954 году она потрясающе сыграла в «Сабрине» трансформацию простой девушки в утонченную барышню. А в 1964-м вернулась к роли простушки/леди в мюзикле «Моя прекрасная леди».
«Смешная девчонка» (1968)
На смену истории о Золушке из книжного приходит сюжет о начинающей певице, которая оказывается на вершине славы: первый фильм Барбры Стрейзанд (скорее бенефис) – и сразу «Оскар» за лучшую женскую роль. Фанни Брайс (имя Fanny перекликается с названием фильма funny girl) страдает на вторых ролях в любительских комедийных постановках, хотя из каждого провала может сделать настоящее шоу – благодаря отличному чувству юмора и потрясающему голосу. Однажды к ней за кулисами подходит новый поклонник, который способствует развитию ее карьеры…
Однако слава не равна счастью, а растущая толпа поклонников не сулит бесконечной любви. Несмотря на карьерный взлет до самого Бродвея и брак с любимым мужчиной, Золушка в конце концов тоже может быть несчастной – и не потому, что оказалась в западне собственных ожиданий, а потому, что так сложилась жизнь. Ведь, несмотря на невероятное везение, она все еще живой человек, как и все мы. А «жили долго и счастливо» зачастую в неравной пропорции разбивается бытовыми неурядицами или чем похуже.
«Три орешка для Золушки» (1973)
Пожалуй, максимально близкая к оригиналу сказка, единственная в нашем списке, где главная героиня действительно Золушка. Но не фея ей помогает, а три случайно найденных волшебных орешка, каждый из которых в нужный момент превращается в платье. При этом девушка умеет стрелять из лука и ездить верхом – и ей точно уж не до принца, с которым она случайно столкнулась в лесу. Однако когда встреча повторяется, Золушке приходится присмотреться к юному и весьма разумному красавцу из королевской семьи.
Несмотря на то, что декорации больше напоминают позапрошлый век, главная героиня выглядит очень современной. Она избегает лишнего внимания, не мечтает о королевском дворце, не лезет за словом в карман и легко ставит любого на место. Вероятно, именно поэтому, а не благодаря волшебству, она оказывается избранницей принца. Эта трансформация образа говорит о том, что сказка сказкой, а Золушка все-таки должна собой что-то представлять.
«Воспитание Риты» (1983)
К 1980-м Золушка уже сама осознает свои недостатки. Она вполне может себя прокормить, да и выйти замуж ей удалось. Вот только хочет она быть настоящей леди. И обращается к профессору филологии, чтобы заменить свой кокни на изящную речь. Да-да, чем ближе XXI век – тем больше Золушка думает о своем образовании. Главная героиня фильма Сьюзан – парикмахер из простого салона, однако ей всегда хотелось большего. При этом муж ее стремления к развитию не разделяет. Так что дама выбирает себе имя Рита в честь Риты Мэй Браун, единственной писательницы, которая ей известна, и устремляется навстречу новым знаниям.
Ее преподаватель хоть и своенравен, но помогает достичь нужного уровня знаний, однако ровно в тот момент, когда появляется намек на романтику, его ссылают в Австралию из-за очередной пьяной выходки. Рита же с успехом сдает экзамен по литературе в университете, чем открывает себе дверь в новую жизнь. И вдруг оказывается, что Золушка – это не столько про смену статуса, сколько про открытие новых горизонтов. Да, главная героиня еще не реализовалась, но она уже не парикмахер Сьюзан и может быть кем захочет.
Несмотря на схожесть в сюжетах, это не обновленная версия «Пигмалиона» (1938), а экранизация пьесы Уилли Расселла – тоже, впрочем, британца. Лента собрала россыпь наград: два «Золотых глобуса» за главные роли (их исполнили Майкл Кейн и Джули Уолтерс) и три премии BAFTA, в том числе в категории «Лучший фильм».
«Интердевочка» (1989)
И снова главная героиня добивается всего сама. Правда, ей повезло еще меньше: она не парикмахер, а медсестра, да еще и валютная проститутка. «Интердевочка» – это очень суровая и реалистичная драма про Золушку, которая сумела добиться смены статуса, но заплатила за это чрезвычайно суровую цену. Пожалуй, худший сценарий сказки именно таков: вырваться ненадолго из порочного круга, чтобы затем все окончательно потерять, но зато хоть раз побывать в другой шкуре.
Таня Зайцева решила использовать юность и красноту по полной: она зарабатывает нелегально и живет практически вне закона. Конечно, так будет не всегда, ведь, как только влюбленный клиент предложит ей руку и сердце, она с готовностью сбежит из страны, где и жизнь-то на жизнь не похожа. Увы, ночная деятельность девушки ставит на ней клеймо, а затем и принц, и все, кто был связан с Таней, падут жертвами ее простого и понятного желания жить хорошо. Эта мрачная история наверняка в свое время казалась наглядным уроком в назидание всем Золушкам. Но стойкость и упорство главной героини действительно достойны уважения.
«Красотка» (1990)
Если советская «Интердевочка» – это грустная сказка с плохим концом, то в «Красотке» все с точностью наоборот. К 1990-м голливудская Золушка сильно изменилась: теперь это девушка по вызову, которая своей непосредственностью и красотой пленяет бизнесмена. Да так, что он готов не только сменить ей гардероб, но и… жениться!
Вивиан – проститутка и у нее проблемы с деньгами. Эдвард – бизнесмен, и у него проблемы с географией и неформальными встречами. Он оплачивает эскорт длительностью в 6 дней и ночей, чтобы обеспечить себя девичьей компанией в незнакомом городе. Однако эти несколько дней навсегда меняют жизнь обоих: принц спускается с бизнес-небес на землю и даже устраивает себе выходной с прогулкой, а Золушка задумывается о том, чтобы не только отказаться от карьеры на панели, но и заняться учебой.
А самое интересное происходит в кульминации: когда Эдвард предлагает Вивиан прекратить карьеру, жить в снятой специально для нее квартире и иногда встречаться, девушка отвечает отказом. Потому что это хоть и золотая, но клетка. А значит, Золушка уже не та, что прежде, и самое себя ни за дворец, ни за деньги не продаст – в ее случае только любовь даст ответы на все вопросы.
Конечно, в эпоху расцвета школьных ромкомов были и школьные версии «Золушки» – вроде комедии «Это все она» (1998), но по сравнению с «Красоткой», согласитесь, неканон. Хотя «Пигмалиона» Шоу тоже напоминает: спор, популярный мальчик планирует преобразить и влюбить в себя замарашку, влюбляется сам… Ну, вы знаете.
«Госпожа горничная» (2002)
В начале 2000-х Золушка повзрослела и стала матерью-одиночкой из бедного района. Мариса работает горничной, ее уважают коллеги по цеху и обожает сын. Но работать допоздна и преуспевать в воспитании ребенка, которого надо еще и обеспечить – сложно. Еще сложнее жить без любви. Вот жизнь и дарит Марисе счастливый случай, предварительно одарив волшебным нарядом. Убирая одну из комнат, женщина видит потрясающей красоты костюм гостьи – и, не удержавшись, примеряет его. Такой ее встречает будущий сенатор Кристофер Маршалл – и приглашает на свидание.
Продолжение истории близко к сказочному оригиналу: за прогулкой следует бал, а коллеги Марисы, словно феи, помогают ей раздобыть вечернее платье. «Принц» пребывает в полном восторге – ровно до тех пор, пока его дама сердца не сбегает с торжественного вечера. Затем в кадр врываются репортеры, которые раскрывают правду о происхождении Золушки, и исход истории теперь зависит только от любви, которой, конечно же, по силам преодолеть любые (социальные) разногласия.
«Безумно богатые азиаты» (2018)
Кажется, добрались. Более актуальной истории, чем эта, пока еще не сняли – при этом Золушке на полном серьезе приходится доказывать семейству своего принца, что она его достойна. Немного несовременно, однако от столкновения патриархальных стереотипов с яростным отстаиванием идентичности 30-леток никуда не деться – в любое время. И все равно любовь побеждает.
Американская китаянка Рейчел – профессор в Нью-Йоркском университете, она успешна, красива, и ей повезло с парнем (Ник). Спустя год отношений он приглашает ее в Сингапур, чтобы на свадьбе друга познакомить с родителями, и только там девушка узнает, что встречается с наследником многомиллионной империи. Мать Ника при этом с порога бойкотирует Рейчел, несмотря на то, что в юности тоже оказалась в роли чужака.
После ряда скандалов и разборок современная Золушка отказывается от предложения принца, чтобы бедняге не пришлось отказываться от своей семьи. И именно эта последняя ставка решает дело в ее пользу. Вторя решительной Рейчел, сестра Ника расторгает неудачный брак. И на фоне снобского поведения со стороны богатого семейства вдруг, как слоган, проступает тема внутренней свободы, которую не купить ни за какие деньги. Любовью жертвовать, конечно, жалко, но что это за любовь такая, если все решает статус?
За последние 100 лет образ Золушки многократно менялся: девушка была и бедовой дамой, и умницей, и парикмахером, и даже проституткой. Благодаря всеобщей любви к истории простушки, в которую влюбился принц, популярность подобных сюжетов не угасает. И от фильма к фильму легко проследить, как трансформировались общественные нормы: Золушка в кино, словно лакмусовая бумажка, позволяет не только отметить, как менялась система ценностей, но и убедиться, что некоторые стереотипы все-таки уходят в прошлое.
Комментарии