На премию претендуют фильмы «Чемпион мира», «Сердце пармы», «Первый Оскар», «Однажды в пустыне» и «Здоровый человек». Среди других картин, удостоенных номинации, – «Петр I. Последний царь и первый император» и «Огород». «КиноРепортер» публикует комментарии режиссеров, продюсеров и актеров фильмов-номинантов о своей работе.
12 номинаций: лучшие фильм, режиссерская работа, сценарий, мужская роль в кино, мужская роль второго плана, операторская работа, работа художника-постановщика и художника по костюмам, музыка к фильму, монтаж, работа звукорежиссера и визуальные спецэффекты
Алексей Сидоров, режиссер: «Я стал задумываться об этом матче, об этой истории, когда мне было 10 лет. Я застал этот поединок. Это была уникальная атмосфера, когда шахматные сводки с Филиппин разносились по всему Советскому Союзу… Спустя 20 лет я вернулся к этой идее, но все же отложил материал – не смог понять, как сделать шахматы интересными массовому зрителю. Главным должно было быть противостояние героев и мировоззрений. И я искал баланс, не хотел делать пропаганду».
Иван Янковский: «О том матче я почти ничего не знал, пришлось изучать. Мы встречались с Анатолием Евгеньевичем Карповым, проговорили полтора часа. Какие-то вещи я узнал от него, что-то потом прочитал. Вообще, модель его личности – очень сдержанный, сосредоточенный человек, который не расплескивает внутренний мир и багаж знаний. Меня в принципе привлекла фигура шахматиста: он должен быть таким «спецагентом», не показывать свои эмоции при проигрыше и даже при выигрыше. К тому же по сценарию это все соприкасается с политическими и шпионскими играми, с напряжением, которое создавала партия».
Владимир Вдовиченков: «В первую очередь я заинтересовался проектом, узнав, кто будет режиссером. Алексея Сидорова я знаю больше 20 лет и очень ему доверяю. И мечтал снова вместе поработать. Когда возникло это предложение, для меня по большому счету был неважен сценарий. Я знаю, что Леша умеет работать с историей и словом. Также привлекла тема шахмат. Она довольно редкая, хотя в последнее время стала удивительным образом популярной».
10 номинаций: лучший фильм, женская роль в кино, женская роль второго плана, мужская роль второго плана, работа художника-постановщика и художника по костюмам, музыка к фильму, монтаж, работа звукорежиссера и визуальные спецэффекты
Антон Златопольский, продюсер: «Нашему кино сейчас, как никогда, нужен успех. И не только потому, что наше «Сердце пармы» – по-настоящему зрелищный фильм, снятый для большого экрана. Прорыв нужен буквально всем – и аудитории, и индустрии, и кинотеатрам, в которые наконец активно возвращается зритель. Сегодняшнюю ситуацию проката не с чем сравнивать – мы находимся в беспрецедентной точке отсчета».
Елена Ербакова: «Впервые услышала об экранизации «Сердца пармы», когда со мной связалась кастинг-директор фильма и предложила записать самопробы. Я отправила несколько версий, через какое-то время меня пригласили на первый «живой» кастинг. Еще год пришлось ездить на парные кастинги с разными партнерами, и меня наконец утвердили. Я была так рада! Для меня это было так ново, волнительно и удивительно, ведь я не рассылала свое резюме, у меня не было агента. Искали актрис с подобной внешностью по сайтам театров Сибири и Якутии, и выбор пал на меня».
Евгений Миронов: «Мне было интересно проследить, как мой герой меняется по ходу сюжета. Он приезжает из Москвы в Пермь с воодушевлением, искренне пытается обратить язычников в православную веру. Потом понимает, что надо действовать жестко, суровой рукой, однако это тоже не приводит к желаемым результатам. Тем не менее он продолжает терпеливо строить храм, занимается проповеднической деятельностью. А когда Москва жестоко расправляется с неверными, он встает на сторону пермяков со словами «все мы люди Божьи».
Елена Панова: «Мне не было трудно в этой роли. Мне кажется, она так ясно выписана. Табарга – нянька в семье князя Михаила, предана князю, беззаветно любит Полюда. Не раз испытала горечь утрат, но, несмотря на это, полна жажды жизни и энергии любви. Моя героиня олицетворяет простую женскую долю. Когда вокруг трагедии и смерти, она – про жизнь. Табарга во всех тяготах, сложных обстоятельствах эту жизнь поддерживает, продолжает и утверждает».
7 номинаций: лучшие фильм, женская роль в кино, мужская роль в кино, мужская роль второго плана, операторская работа, работа художника-постановщика и художника по костюмам, монтаж, работа звукорежиссера и визуальные спецэффекты
Наталья Мокрицкая, продюсер: «Большое кино делается долго – и к этой картине мы шли почти 4 года. История первого советского «Оскара» – это та страница, которую никто не перелистывал. Так получилось, что не было картины, посвященной операторам Великой Отечественной войны, их подвигу, их таланту, их любви. И мы очень рады, что у нас такой фильм получился».
Антон Момот: «Мой герой – закрытый человек. Он не представляет себя лидером и никого за собой не тянет. Однако Лев Альперин лишь внешне слаб и незащищен. Внутри же он – сильная и целостная личность. В нужный момент он делает все, что от него зависит, и не пытается выставить себя героем. Я целую тетрадь исписал, пока работал над ролью, над историей и биографией персонажа. Важнее всего было найти те обстоятельства, которые сформировали его как личность. Для Льва ключевым обстоятельством стала его надежда на любовь».
Андрей Мерзликин: «Столкнувшись со сценарием, я почувствовал себя невежественным, поскольку не знал историю этого «Оскара». Так что было бы несправедливо не рассказать ее. Если существует документальная лента, заслужившая подобное внимание, нужно говорить об этом громче. Для меня это фильм о людях, которые беззаветно любили свою профессию, а потому отдавали себя без остатка. Мой герой – режиссер будущей картины. Скромный, деликатный человек. Но, помимо персонажа, темы, любви к режиссеру, для меня невероятно важны коллеги, с которыми предстоит работать. Кастинг «Первого Оскара» удался».
Дарья Жовнер: «Мы снимали фильм про войну, которая закончилась много лет назад, и подумать тогда не могли, что выходить он будет совсем в другое время, когда в жизни все так страшно обострится. Это фильм о судьбе военных операторов, об их подвиге и о том, что люди с кинокамерами в руках могут сделать для мира не меньше, чем люди, вооруженные до зубов. Сегодня очень важно это понимать».
7 номинаций: лучшие фильм, сценарий, операторская работа, музыка к фильму, монтаж, работа звукорежиссера и визуальные спецэффекты
Алексей Учитель, продюсер: «Очень сложно снимать современную картину о военных, о нашей армии и при этом избежать ложного патриотизма. Мне кажется, нам удалось сделать кино, которое эмоционально, по-человечески нас всех тронет».
6 номинаций: лучшие фильм, режиссерская работа, сценарий, женская роль в кино, мужская роль в кино, женская роль второго плана
Петр Тодоровский, режиссер: «Это фильм о нравственном беспокойстве. В первый съемочный день я испытал панику и ужас, как всегда. И промерз, потому что снимали сцену на катке в минус 15. Ира Старшенбаум и Никита Ефремов – замечательные актеры, они очень точно попадают в типажи, описанные в сценарии. И я очень рад, что они заинтересовались нашей историей».
Никита Ефремов: «В сценарии меня сразу что-то зацепило, но я не мог понять, что именно. Мне потребовалось прочитать его несколько раз, чтобы он в меня проник. Проблемы, которые волнуют моего героя, то, как он находит контакт со своими чувствами и как его от этого начинает заносить куда-то не туда, вплоть до утери контроля над своей жизнью, которая начинает разваливаться, – этот переход от разума к чувствам, – меня очень заинтересовали».
Ирина Старшенбаум: «Для меня вызов – сыграть жену с двумя детьми, которая пытается спасти брак. При этом оба героя эгоистичные, потерявшиеся в уютной и успешной действительности, не понимающие, куда идут и для чего живут. Я очень рада столкнуться с таким материалом и прожить его, хотя это большая ответственность. Хорошо, что мы с Никитой Ефремовым большие друзья, и та степень близости, что у нас есть, помогла на площадке».
Дарья Балабанова: «Как мне кажется, получился неоднозначный персонаж. Героиня выбрала свой крест – помогать людям и просто делает свое дело. Она относится к этому без каких-то иллюзий и буднично выполняет очень высокую и важную миссию. При этом, не выставляя себя героем, она делает то, что считает нужным. В то же время вдохновляет своим примером других людей, в том числе героя, которого играет Никита Ефремов».
Номинация: лучшая режиссерская работа
Андрей Кравчук, режиссер: «Петр I» является уникальным проектом для нашей страны. Мы старались совместить сложнопостановочные игровые сцены боев, драматических моментов жизни самого Петра с комментариями историков и художественной анимацией. Нам всем было очень важно, чтобы зритель получил не только информацию, но и сумел эмоционально подключиться к Петру I, к тем задачам, которые он перед собой ставил, и к тем перипетиям, которые встречались на его пути».
Номинация: лучшая женская роль второго плана
Ольга Лапшина: «Предложение Ларисы Садиловой было для меня знаковым, а партнерство с Валей Теличкиной – подарком. Я еще с «Левиафана» начала высаживать на даче «киноогород»: называю разные культуры именами фильмов, где уже снялась или куда меня утвердили. Чтобы фильмы приносили плоды. А тут мне предложили целый фильм «Огород», и я поняла, что это судьба».
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…