Театр

Окно в Париж: «Зойкина квартира» в Театре им. Пушкина

Художественный руководитель Театра им. Пушкина Евгений Писарев продолжает миссию по возвращению Михаила Булгакова в его дом. Этот театральный сезон осенью прошлого года был открыт премьерой «Багрового острова» – также по одноименной пьесе Булгакова, специально написанной для Камерного театра Александра Таирова (ставшего в 1950-м Московским драматическим театром имени А.С. Пушкина), и тоже в постановке Писарева. Теперь пришел черед «Зойкиной квартиры», хотя она в свое время обрела славу на сцене Театра им. Евг. Вахтангова.

Впрочем, у этих пьес судьба была одинаково незавидная. Начавшаяся травля Булгакова поставила крест на постановках. «Зойкину квартиру» клеймили за то, что в образах героев угадывается не столько сатира, сколько сочувствие и драматизм. И это несмотря на то, что за несколько лет до этого пьесу хвалил лично Сталин, и именно его распоряжение продлило жизнь спектакля на сцене Вахтанговского театра!

Взявшись за постановку, Евгений Писарев, как и в случае с «Багровым островом», не стал ничего осовременивать. Действие происходит в годы НЭПа, а все переклички с сегодняшней действительностью случайны и, в общем, неизбежны, хотя бы потому, что люди не меняются. Они все так же хотят красиво жить, иметь много денег и вообще не работать. Но их благополучие может закончиться в один миг – особенно если построено на чем-то противозаконном.

Заглавная героиня спектакля Зоя Денисовна Пельц (Александра Урсуляк) до революции вращалась в высших кругах. На дворе 1920-е, и от былой жизни осталась лишь огромная квартира, да и ту пытаются отобрать под коммуналку. К счастью для Зои, не растерявшей былой красоты, у нее есть влиятельный благодетель – директор треста тугоплавких металлов Борис Семенович Гусь-Ремонтный (Александр Матросов). С его помощью Пельц оформила разрешение на открытие у себя в квартире пошивочной мастерской.

Но это лишь прикрытие. Зоя мечтает уехать в Париж вместе со своим возлюбленным Павлом Федоровичем Обольяниновым (Александр Дмитриев), а на это нужны деньги. Много денег, и никакими платьями их не заработать. Поэтому мастерская становится притоном, в котором богатых клиентов ублажают «манекенщицы». Дела идут превосходно, ведь в этом Пельц помогает ее старый знакомый – ловкий проходимец Александр Тарасович Аметистов (Александр Кубанин)…

Александра Урсуляк в роли Зои так же хороша, как и в роли Салли Боулз в «Кабаре», которое в Театре наций поставил все тот же Евгений Писарев. И да, хоть «Зойкина квартира» и не мюзикл, тут Урсуляк тоже демонстрирует не только свой драматический талант, но и пластику, и вокал. Спектакль вообще необычайно музыкален. Свои выходы манекенщицы сопровождают вокальными номерами, и это, как правило, очень смешно.

3 часа действия поделены антрактом на две неравные части. И если во время первой зал взрывался хохотом, то вторая сопровождается гробовой тишиной, потому что спектакль резко превращается в драму, а к финалу – в трагедию.

И конечно, даже для тех, кто не читал Булгакова, это не стало сюрпризом. Поскольку в пьесе, написанной почти 100 лет назад, ничем хорошим подобная история закончиться не могла. Это все же сатира на «недобитков» времен НЭПа, которые не хотят строить светлое будущее с трудовым народом Страны Советов, а мечтают сбежать на Запад. 

Это лишь усиливает яркие эмоции от постановки, которая оставляет потрясающе цельное впечатление. При довольно аскетичной сценографии – на сцене лишь диван, пара кресел, рояль и ванна – актерам в буквальном смысле не за чем спрятаться. Им приходится оставаться в образе вне зависимости от наличия реплик, и в этом смысле хороши все до единого. В Манюшке (Елизавета Кононова) практически невозможно узнать красотку Риту Федотову из сериала «Гранд», а Александр Матросов своими отыгрышами пробивает на хохот раз за разом.

И все же нельзя сказать, что драматический финал уступает комедийному началу. Сцена наклонена в сторону зала, в чем можно углядеть символ шаткого положения героев пьесы. И об этом трудно забыть на протяжении всего спектакля. Даже утирая слезы от смеха, ты понимаешь, что мечтам о Париже не суждено сбыться, и все это «пир во время чумы». Об этом напоминает и самый странный, но такой важный персонаж – незримо для Зои и других присутствующий и подвывающий время от времени дух квартиры в облике благообразной старушки.

В постсоветской комедии Юрия Мамина «Окно в Париж» французская столица была символом эскапической мечты о побеге из серых будней разрушенной страны, в которой нет ни работы, ни еды. О таком вот «окне в Париж» мечтают и герои Булгакова. Не сознавая лишь, что там у них тоже не будет ничего, потому что там они никому не нужны. Прошел век, но расклад все тот же.

Фото: Геворг Арутюнян

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

29 минут назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

2 часа назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

4 часа назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

6 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

8 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

11 часов назад