Самые знаковые, неожиданные и противоречивые перевоплощения негодяев.
13 ноября отмечался Всемирный день доброты, учрежденный в 1998 году Международным движением доброты. Да, есть и такое. Образовалось оно за год до первого празднования, и странно, что не раньше. Впрочем, почему же странно: добро ведь, хоть и всегда побеждает, но обычно далеко не сразу. Где-то в кульминации, как правило. А то и в сиквеле. Так интереснее.
Причем побеждает не только в ходе борьбы внешней, но и в результате внутреннего противоборства. Когда тот, кто стоял под знаменами тьмы, вдруг осознает, что был не прав и поступал не по-людски. После чего позицию свою кардинально меняет. Или по какой-то иной причине метаморфоза с ним происходит, не важно. Такие кадры особенно ценны, и о самых ярких из них – выдающихся злодеях-ренегатах – мы сейчас поговорим.
Шапокляк
«Шапокляк» (1974)
Главная злодейка советской мультипликации, списанная Эдуардом Успенским со своей первой жены Риммы, время от времени склоняется к свету, но злодейские замашки не бросает. Вредная карга с крысой-миньоном в ридикюле просто любит строить пакости. Иногда от них страдают невинные крокодилы и ушастые неведомые зверушки, а иногда – те, кто того заслуживают.
Наиболее четкое представление об изменчивом характере старушки по кличке Шапокляк дает эпизод, озаглавленный ее именем. В нем она крадет у Гены с Чебурашкой проездные билеты, вынуждая их сойти с поезда на неизвестной станции. А затем, когда они попадаются в расставленные браконьерами капканы, этим самым браконьерам жестоко мстит. В том числе натравливая на них гигантских муравьев. И в конце концов делает их своими послушными рабами. Зло побеждено и унижено, а значит – восторжествовало добро.
Дарт Вейдер
«Звездные войны: Эпизод 6 – Возвращение Джедая» (1983)
Наверное, никто не будет спорить с тем, что Дарт Вейдер – величайший злодей в истории кино. Безо всяких оговорок. Возьмите любой рейтинг кинозлодеев, составленный профессиональными критиками или созданный на основе соцопросов, и в девяти из десяти случаев он будет на первом месте. А то и в десяти из десяти.
Почему так? В том числе потому, что он не является абсолютным злом. В последний момент Дарт Вейдер переходит на светлую сторону Силы, спасая своего сына и уничтожая императора. Своим героическим примером Темный лорд ситхов учит нас, что где-то в глубине души даже самого отъявленного гада все равно есть место добру. И что не стоит истязать электричеством отпрыска своего ближайшего приспешника на его же глазах, а то мало ли чего в его изуродованной голове перемкнет.
Т-800
«Терминатор 2: Судный день» (1991)
Для нас сейчас совершенно очевидно, что в первом «Терминаторе» Арнольд Шварценеггер играет плохого робота, а в «Терминаторе 2» – хорошего. Но попробуйте мысленно поставить себя на место первых зрителей «Судного дня». Вы видите, как посреди ночного города появляются два голых мужика. Один из них (Т-1000) всего лишь вырубает копа и облачается в его форму, а второй, который Шварц (Т-800), учиняет массовое побоище в баре. Ежу, кажется, понятно, кто из них – машина-убийца, а кто – спаситель.
Режиссер Джеймс Кэмерон заставляет нас так думать вплоть до той сцены, где Т-800 и Т-1000 сталкиваются нос к носу в коридоре, и Арни произносит свое знаменитое: «Get down». Что вы в этот момент чувствуете? Приблизительно то же, что чувствует Сара Коннор, когда Терминатор протягивает ей руку и говорит: «Пойдем со мной, если хочешь остаться в живых».
Эбенизер Скрудж
«Рождественская песнь в прозе»
Дарт Вейдер и Терминатор, конечно, круты, но куда более значим для мировой культуры Эбенизер Скрудж, главный герой знаменитого произведения Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе». Экранизировалось оно в том или ином виде чуть ли не тысячу раз. И кто этого Скруджа только не играл: и Билл Мюррей, и Патрик Стюарт, и Джим Керри, и даже Уилл Смит («Призрачная красота» тоже по мотивам «Песни», хотя и не подает виду). А последний раз – Гай Пирс в довольно смелой и небесспорной интерпретации от BBC.
Но суть плюс-минус всегда одна: к престарелому черствому сквалыге приходят духи, чтобы показать ему, кем он был, кем он стал и что с ним будет, если он не изменит отношение к себе и к жизни. После этих визитов, сопровождаемых наглядными презентациями, Скрудж действительно преображается.
Надо, кстати, еще заметить, что повесть в некотором роде автобиографична и является отчасти сатирической. Об истории ее создания также снят фильм, сюжет которого остроумно перекликается с сюжетом повести, – «Необыкновенная история на Рождество» с замечательным Дэном Стивенсом. Посмотрите, если не видели.
Северус Снейп
Франшиза «Гарри Поттер» (2001–2011)
Бывает и так, что злодей лишь притворяется злодеем. А потом оказывается, что с самого начала у него была некая тактика, и он ее придерживался. Северус Снейп как раз из таких. На протяжении большей части книг и фильмов про Гарри Поттера все, включая самого Гарри, искренне полагали, что Снейп – гнусный подельник Волан-де-Морта. Еще бы: он же, сволочь, Дамблдора убил.
Как вдруг выясняется, что вообще-то никакой он не гнусный и не подельник. А вовсе даже титан духа и молодец. И Дамблдора убил из лучших побуждений. То-то все, включая Поттера, удивились и восхитились. Лишь переводчица Мария Спивак, непредусмотрительно обозвавшая Северуса Снейпа Злотеусом Злеем, в тот момент от обиды больно укусила себя за локоть.
Джейме Ланнистер
«Игра престолов» (2011–2019)
Из всех ключевых персонажей главного сериала прошлого десятилетия самой впечатляющей трансформации подвергся именно Джейме Ланнистер. Помните, каким он был в первых сезонах? С сестрой совокуплялся, ребенка с вершины башни столкнул, родственника укокошил, не моргнув глазом, чтобы из плена улизнуть, и так далее, и тому подобное. Отвратительный и самоуверенный тип.
Но стоило ему немного прогуляться с Бриенной Тарт, как он сразу встал на путь исправления. А отсечение правой руки процесс переоценки ценностей еще сильнее ускорило. И вот к финалу это уже совершенно другой человек: благородный и благодетельный. Даже нашел в себе силы извиниться перед Браном Старком, тем окончательно заслужив право на искупление.
Слепой
«Не дыши 2» (2012)
А вот самое, пожалуй, неоднозначное перевоплощение злодея в героя. Безымянный слепой ветеран, сыгранный Стивеном Лэнгом, в триллере Федерико Альвареса «Не дыши» был почти классическим маньяком из слэшера. Который не только кромсал всех, кто под руку попадется (учитывая контекст, это выражение нужно понимать буквально), но и вытворял многие, гораздо более мерзкие вещи.
Фильм стал большим хитом, заработал в прокате сумму, в 15 раз превышающую бюджет, и сиквел был неизбежен. Только в нем маньяка зачем-то сходу переквалифицировали в заботливого приемного отца, защищающего маленькую девочку от вооруженных плохих дядь. Притом защищает-то он все теми же эффектными методами, брутально выкашивая недругов. Но все равно с этической точки зрения это как-то неправильно. Да и с любой другой точки зрения тоже. Как если бы Майкл Майерс вдруг на голубом глазу заделался отважным заступником слабых и обездоленных. Нонсенс.
Комментарии