Рецензии

«Жизель Ботаническая»: Послевоенный Ленинград в МХТ имени Чехова

 
В МХТ имени Чехова – «Жизель Ботаническая», финальная постановка юбилейного, 125-го сезона. И одновременно последняя московская работа Никиты Кобелева, назначенного главным режиссером Александринского театра. Говоря о нетривиальном спектакле со странным названием, постановщик упоминает «заказ на настоящесть». И подлинности на сцене – хоть отбавляй.
 
В основу спектакля лег одноименный рассказ Эдуарда Кочергина – главного художника петербургского БДТ и признанного писателя. Будучи ребенком репрессированных родителей, в 1945-м он сбежал из детприемника в Омске и несколько лет добирался в родной Ленинград. Где делил коммуналку c обитателями социального дна, включая проституток. На панели они оказались по разным причинам: кому-то нечем было кормить ребенка, кто-то не дождался мужа с фронта, а кого-то и вовсе продали в «артель» за бутылку водки.

Фото: Александра Торгушникова

Несмотря на антураж, комедийного в «Жизели Ботанической» куда больше чем трагического. Хотя находится место и отголоскам войны, и голоду, и послевоенным (а оттого еще более пронзительным) смертям. Но вспыхивают и улыбки: о прошлом – сквозь едва сдерживаемые слезы – и о будущем. Не своем, но все равно близком.

Детские впечатления автора выражены в ярких образах. Их то проговаривает рассказчик (единственный мужчина – Артем Соколов), то они сами оживают на сцене, рождаясь из небытия – почти карикатурные, но невероятно живые. Бравый матрос, вернувшийся с фронта инвалидом, престарелые родители, сгинувшие в дни войны – сначала Зимней, затем Отечественной, возлюбленный, который не просто предал, но и разбил сердце прощальным подарком.

«Во времена фейков, когда меняются ориентиры и ценности, важно рассказать о чем-то человеческом. О милосердии, чувстве плеча, сохранении достоинства», – говорит Никита Кобелев. И тут же добавляет, что рядом всегда есть кто-то, нуждающийся в помощи. Для «чвановок» – а дело жизни определяет их в последнюю очередь – такой человек тоже находится. Это сиротка Гюля Ахметова, у которой в раннем детстве обнаруживается талант к музыке и танцам.

Фото: Александра Торгушникова

Тема спектакля щепетильная, даже провокационная, но налета скабрезности нет и в помине: на сцене – прежде всего женщины, чья витальная энергетика захлестывает с головой. С разными характерами (их выдают даже голоса – далеко не все звучат бойко), но одинаково поломанными судьбами. Они переодеваются прямо перед зрителем – чего стесняться. Прихорашиваются перед зеркалами. Рассказывают про татуировки – японские, со спиртовой тушью! – и былую жизнь. Самые отъявленные ботают по фене: блатная лексика и емкие прозвища вызывают в зале смешки, но если вдуматься, в каких условиях к ним приучались, становится страшно.
 
Однако шанса мраку практически не дают. Несмотря на то, что про тяжелую работу здесь говорят буднично, «Жизель Ботаническая» оборачивается ярким ретро-спектаклем с роскошными костюмами (не зря на сцене возвышаются полдюжины огромных шкафов) и обволакивающей музыкой – от мягкого джаза и строгой классики до проникновенной «Катюши», которую героини поют хором на разные голоса.

Фото: Александра Торгушникова

Лидерская позиция закреплена за Светланой Колпаковой, но не отстают и другие: кто-то привык добиваться своего мягкостью, у кого-то проскакивает озлобленность, кто-то простодушен настолько, что не выдерживает такой жизни и ломается. Не теряется и Артем Соколов – он примеряет парики, усы и в мгновение ока меняет пластику: вот боцман немецкой самоходки, вот старый дедушка-алкоголик, переживший Блокаду, а вот тихий и неприметный Гермафродит Ботанический, приглядывающий за сироткой.

Сценография тоже впечатляет: проектор выводит на стены и потолок карту Ленинграда, по которой героини проводят непритязательную, но информативную экскурсию. Яркими огоньками вспыхивает модель Вагановского училища. Огромные шифоньеры превращаются в театральные ложи, расписанные золотом. Именно там, в храме искусства, артель празднует свою общую победу. И радоваться вместе с героинями хочется всей душой – за полтора часа они раскрываются во всей своей полноте.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Событие года»: Журнал «КиноРепортер» назовет лучших в 2025 году

19 ноября 2025 года в Москве состоится церемония вручения премии «Событие года», которую ежегодно проводит «КиноРепортер». Торжественный вечер пройдет в…

5 часов назад

Премьера балета к 100-летию Майи Плисецкой в Кремлевском дворце

В Государственном Кремлевском дворце 19 ноября состоится премьера балетного спектакля «Майя. Сюита любви», подготовленного к 100-летнему юбилею народной артистки СССР…

7 часов назад

Самые важные российские фильмы 2000-х. Часть 1

Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…

11 часов назад

Том Круз получил почетный «Оскар»

16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…

12 часов назад

«Франкенштейн»: Анатомический театр Гильермо дель Торо

Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…

16 часов назад

Мишель Йео вручат почетного «Золотого медведя»

Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…

1 день назад