Анатолий Мукасей и Светлана Дружинина – лауреаты премии «Событие года»
Отмечая свои лучшие работы, актеры часто говорят отдельное «спасибо» операторам. Именно их глазами мы видим наших кумиров и влюбляемся в них. Благодаря кудеснику камеры Анатолию Мукасею мы узнали, каким трогательным может быть Иннокентий Смоктуновский в «Берегись автомобиля», как очаровательна Кристина Орбакайте в своем первом фильме «Чучело», как сексуален Сергей Жигунов в роли гардемарина.
Всегда считал и считаю, что у меня – самая лучшая профессия. Начнем с того, что она вообще единственная по-настоящему кинематографическая. Режиссеры и актеры могут работать еще и в театре, на телевидении, на радио – где угодно. А кинооператор только в кино. К тому же зрители, сколько бы ни говорили об игре артистов, замысле режиссера, но любой фильм они видят глазами человека, у которого в руках камера, попадая под его настроение, в его личностное ощущение мира.
Особого операторского приема у меня как такового не существует. Договорились с режиссером, придумали кино, есть идеи – обсудили. Когда появляются сомнения, всегда интересно найти решение. Еще нужно уметь импровизировать в ответ на импровизацию режиссера, главное – иметь в этот момент подходящую технику под рукой. И чтобы понимать мизансцену, движения и перестановки актеров, оператор должен присутствовать на репетициях. Вообще я считаю, что кино должно быть красивым, а не технологически высокого уровня. Но душевность картины проявляется и в сценарии, и в режиссуре.
Актер не должен знать ничего о съемочной технике, пусть лишь встанет на метку. Но некоторые боятся объектива. Есть те, кто не чувствует камеру, когда играет, и не попадает на метки под нужный свет, им надо обязательно подсказывать и помогать. Есть и те, кто точно знает свой лучший ракурс, чувствует всё, что происходит в кадре, и с операторами советуется. Например, Людмила Гурченко всегда спрашивала: «Как мне лучше встать? Куда голову повернуть?» И во время съемок всегда это учитывала.
Кино продлевает жизнь. У меня нет ощущения возраста, и я помню все свои фильмы наизусть до каждого кадра.
Я стараюсь актрис снимать красиво. Ведь артистка – всегда женщина. Но нельзя на площадке к ним влюбленно относиться, иначе будут нравиться все планы подряд. Нужно отметать эмоции, для каждой актрисы выбирать свой объектив, работать как скульптор. И с женщинами-режиссерами люблю работать, у них всегда какие-то полутона и нюансы, да и взаимоотношения они снимают тоньше. Другой подход. С мужчинами проще, но они более примитивны.
Каждый кадр требует физической нагрузки. Оператор должен быть в хорошей форме, у него нет времени на передых, нет перерывов. Сняли кадр, и пока режиссер смотрит дубли, выбирает кадр, обсуждает его с актерами, в это время оператор двигает камеры, переставляет свет. Я всю жизнь играю в волейбол. И с женой (Светлана Дружинина – режиссер, сценарист, народная артистка РФ, — КР) мы познакомились на институтской волейбольной площадке ВГИКа, мы оба были капитанами студенческих команд.
Когда сам смотришь в камеру, становишься творцом происходящего в кадре. Сейчас другая ситуация – сразу вся съемочная группа собирается у мониторов, вместе обсуждают изображение, теряется ощущение авторского искусства. Хотя, конечно, цифровые технологии очень помогают на съемках массовых сцен или при создании трюков.
Никогда не тороплюсь выключить камеру, даже если сцена снята. Каждый фильм – это большой кусок жизни, разной жизни.
Больше всего люблю комедии, мне весело над ними работать. Я же не только в камеру смотрю. Если режиссер – хороший комедиограф, как Алексей Коренев или Эльдар Рязанов, многие хохмы не прописаны в сценарии, а рождаются на площадке за разговором. Когда Коренев писал сценарий для «Большой перемены», я добавлял всякие смешные мелочи. Помните сцену, где герой Евгения Леонова учит английский язык во сне «на корочку»? А потом выходит в классе и говорит: «Матерый шпион Джонс, вертолет, погода…» Я предложил написать репризу на модную тогда систему обучения иностранным языкам под магнитофон. Вообще, кино – дело коллективное.
На съемочной площадке оператор должен заниматься живописью. Лично я обожаю черно-белое изображение, но все зависит от драматургии картины. В работе мне помогают портреты художника Федора Рокотова конца XVIII века, по которым можно настроить тональность своего полотна. Декорации, фоны, лица. Вообще стараюсь, чтобы каждый кадр был художественным. Кино обязательно должно быть красивым. И как художник думаю, каким будет цвет, какой свет и так далее. И пока не получу тот результат, который нужен для качественного изображения, снимать не начинаю. Другое дело, что кино – это картина не одного кадра, а живопись движений – динамическая. Этой живописью и занимаюсь всю жизнь, я это обожаю.
Добрый доктор с анекдотической фамилией Рабинович (вернее, Робинавич, но вы все равно будете слышать именно «Рабинович») приходит рано утром в…
Малый театр анонсировал праздничную программу, приуроченную сразу к двум юбилеям: 270-му театральному сезону и 90-летию со дня рождения Юрия Соломина.…
«КиноРепортер» продолжает знакомить вас с бриллиантами российской анимации. В нашей новой подборке нашлось место мультфильмам на любой вкус. Тут и…
За окном 1932-й. Близнецы Смок и Стэк, сменившие окопы Первой мировой на темные делишки в Чикаго, возвращаются в родной городок…
С 13 по 17 мая в крупнейших городах России прошли специальные показы Фестиваля китайского кино, организованного «Роскино» совместно с Китайским…
Ко Дню Великой Победы Марина Брусникина представила в МХТ имени Чехова спектакль «Двадцать дней без войны». Знаменитый киносценарий Константина Симонова…