Ностальгический арт-боевик о правильном дыхании.
Бывшая примерная студентка Стэфани (Блейк Лайвли) зарабатывает на очередную дозу наркотиков проституцией. Несколько лет назад она потеряла всю семью в авиакатастрофе и так и не смогла справиться с психологической травмой. Через 10 минут после начала фильма Стэфани узнает, что самолет на самом деле взорвали исламисты, но власти это скрывают, а изготовитель бомбы свободно разгуливает по Лондону. Движимая одновременно местью и отчаянием, она путешествует к шотландскому озеру, где живет отставной агент Ми-6, но не Бонд, а Бойд (Джуд Лоу). Он устраивает героине курс молодого бойца и заряжает ее на убийства нескольких человек, по его словам, имеющих отношение к теракту.
Сложно сейчас придумать совершенно новую историю про женщину-киллера, но здесь, похоже, и не пытаются. Джуд Лоу говорит Блейк Лайвли в ответ на ее нытье о сложности тренировок: «Наркотики и проституция — это не трагедия, а клише. Ты сама — клише». И она с ним, кажется, согласна — на первом же задании стрижется и красится в брюнетку под Энн Парийо из «Никиты» (1990). Так же, как персонаж фильма Люка Бессона, Стэфани в критические моменты задумывается о правильности выбора и моральности убийств. Правда, контекст динамичного боевика не оставляет достаточно времени изложить психологические терзания подробнее (как это недавно сделали, например, в «Маленькой барабанщице» Пак Чхан Ука или в «Заговоре» Мегны Гульзар).
Мотив мести и то, что наивная героиня окружена влиятельными спецагентами, вносит в ленту еще один набор клише, совсем недавно использованный в «Бладшоте». Вдруг Стэфани манипулируют, и она, как вчерашний день, ищет Кайзера Созе? Но на самом деле цитатность не может сделать фильм хуже, а только раскрывает настоящий жанр: это ностальгическая картина. И наверное, нельзя было сделать иначе, раз продюсер проекта — Барбара Брокколи и «Ритм-секцию» заявляли «женским Бондом».
Как настоящий агент 007 и все его братья — вечный привет жанровому кино 1960-х, так и женщины-киллеры — ссылки на ленты рубежа 1980–1990-х. Сейчас, пока весь мир сидит дома, ностальгия в таком кино не по воле создателей усилена многократно. И его сложно воспринимать иначе, чем фильмы из прошлого. Персонажи крутят глобус и без карантинов прыгают по трем континентам или могут беспрепятственно бегать по улицам где-нибудь в Танжере не только с пистолетом, но и без пропуска. Можно только представить, каким устаревшим будет выглядеть другой новый фильм Барбары Брокколи «Не время умирать», когда он наконец доберется до зрителя.
Чтобы добавить к неоригинальной истории что-то свое, режиссер Рид Морано сняла ее по-новому. Сама бывший оператор (на этой должности она долго работала в американском независимом кино) с помощью опытного коллеги Шона Боббитта показала в фильме все, с чем обычно в сознании зрителя связана интересная работа камерой. Тут есть сцены, снятые одним планом, в том числе длинная и сложная погоня, и использование реалистичного и естественного света, от чего во тьме тонут не только заговоры спецслужб. Самое главное, что заметно в каждом кадре, это выбор оптики, необычно широкоугольной для мейнстрима. От этого весь мир вокруг Стэфани закручивается спиралью в кисель из размытых деталей, а сама Блейк Лайвли так заостряется, что становится похожей на иглу. Это сделано не только для того, чтобы отделить актрису от фона, но и ее героиню — от ее реальности. Ведь она травмирована и пытается научиться жить заново.
Стэфани может смертельно уколоть, но у нее нет власти над тем, куда ее втыкают. Ее история — об обретении собственной воли. Ритм-секция, как объясняет агент Бойд, это барабаны — человеческое сердце и бас — дыхание. Их надо гармонизировать, чтобы стрелять без промаха. Многие психотерапевтические практики начинаются с того, как правильно осознанно дышать, но рецепт «убивать других, чтобы не убивать себя» подойдет не каждому.
Фильм доступен на Amazon. Цифровой релиз в России запланирован на 11 июня.
Комментарии