Театр

«Женитьба»: В Театре Моссовета прошлись гоголем

Если гадать не по руке, а по репертуару, то линия любви у худрука Театра Моссовета четкая и прямая. Все его недавние спектакли – от «БЕСприданницы» до «Тартюфа» – так или иначе матримониальные. Ныне к ним добавилась еще одна «Женитьба». С хрестоматийной гоголевской пьесы решили снять налет пыли. Причем буквально. Пока зрители занимают свои места, по паркету сцены старательно ездит робот-пылесос.

Делает он свое дело и на протяжении всей первой картины, в которой Подколесин (Александр Яцко), петербургский чиновник и закоренелый холостяк, лежа в шезлонге, рассуждает о своих супружеских планах. Планы, однако, упираются в сомнения, как пылесос в мебель. За «похождениями» робота публика наблюдает по-детски, как если бы по сцене бегала кошка.  

Пространство, где разворачивается действо оголено – ничего лишнего, никакого быта. Только лежанка, пылесос и столик для соковыжималки, с помощью которой слуга на зависть зрителей делает апельсиновый фреш хозяину. Это незаполненное пространство первого акта спорит с роскошной конструкцией купеческого дворца, водружаемого на сцене во втором акте. И привыкший к раздолью бессемейности Подколесин бежит от тяжелой (с лепниной и огромной люстрой) основательности семейного быта, выпрыгивая в окно. 

Окно – зрительный зал, из которого публика с любопытством наблюдает за сватовством чиновника и купеческой дочки, вереницей женихов разной степени годности и благородной красоты и звучания хором, расположенным по обеим сторонам сцены. Присутствие хора, блистательно исполняющего а капелла народные и свадебно-обрядовые песни, призвано заполнить режиссерские швы спектакля и отсутствующий финал. Хор в нарядах ручной работы дивной красоты заглушает не прозвучавшую на сей раз пьесу. Которая, как все гоголевское, мстит постановщикам, скатывающимся в крайности бытовой карикатуры, памфлетной сатиры или лирического философствования.

Фото: Елена Лапина

В «Женитьбе», в принципе, заменимы все, кроме, пожалуй, аристократичной свахи с молодым лучистым взглядом Ольги Остроумовой и юркой горничной Дуняши (открытие спектакля – Камиля Фасахова), верткой непоседы, которая становится катализатором действия. Легко можно представить себе, как Валерий Яременко в роли Кочкарева без переодеваний и перевоплощений окажется вдруг Подколесиным, а Александр Яцко, выбравшись из обломовщины своей роли вдруг раскроется как энергичный и деятельный Кочкарев.

Внимательного зрителя заинтересует персонаж Андрея Смирнова – титулярный советник Пантелеев. Обычно он не появляется на сцене, о нем лишь вскользь упоминают как о заике. Оттого у исполнителя этой роли нет текста, но изобретательному актеру это не стало помехой. Забавные ситуационные эпизоды с его участием публика принимает на ура.

Агафью Тихоновну в спектакле по очереди играют Анастасия Белова и Ника Здорик. Женские образы у Марчелли всегда привлекательны не столь из-за внешних достоинств актрис, сколь из-за выгодных мизансцен, в которых зрители то наслаждаются женской красотой, то оплакивают ее, поруганную или оболганную. «Женитьба» хотя и призвана передать мужской взгляд на феномен брака, в режиссерской интерпретации оказывается печальным причитанием о женщине-невесте как товаре и мучительных поисках того единственного, о котором мечтают, на кого гадают и по кому слезы льют. Привычного комического звучания пьесы такая подача не сулит, но и поводов для смеха здесь найдется немало.

Фото: Кристина Вануни

Режиссер, по его словам, хотел уйти от карикатурности основы и рассказать этот гоголевский анекдот с позиции русского психологического театра. Поженить комедию и античную (хор намекает на это) драму нелегко, но вот автор сценографии и костюмов Анастасия Бугаева с этой задачей справилась. 

«Женитьба» в первом акте рисует просторный и обжитой, комфортный мир Подколесина. Но мир этот накренен, как приподнятое полотно сцены. Это художественное решение создает любопытную оптическую иллюзию игры с объемами фигур. Отдаленные персонажи мельчают, тогда как играющие на авансцене актеры смотрятся в приятном контражуре гордо и веско. К сожалению, этот визуальный эффект «разноразмерья» полностью не использован авторами, и объем фигур и ролей здесь измельчен, как апельсин в начале спектакля.

Ярмарочные «женихи», каждый из которых несчастен и ущербен по-своему, ищут побега от одиночества, ищут перемен. Перемен ищет и созревшая невеста в лице непременно «благородного» жениха. Перемен, а не любви. И только подколесинское сердце перемены страшат: все то, что «движется, живет, чувствует» таит предчувствие катастрофы.

Фото: Елена Лапина

Подколесин Александра Яцко мог бы дойти в своем финальном монологе до точки высокой драмы, но, видимо, у режиссера нет такого замаха. У него есть хор, а у хора чистые и сильные голоса, которые звучат внушительнее и ярче, чем монологи артистов. Хор обрамляет, а в финале и вытесняет гоголевскую «Женитьбу» и всех ее обитателей на периферию спектакля, в котором от выпуклой комедии сделали шаг в сторону, не удаляясь к реалистической драме. 

В «Женитьбе» Марчелли не следует искать нового прочтения классики, но она хороша для первого зрительского знакомства с пьесой как милая этюдная постановка в духе русской жанровой живописи. Красивый по форме спектакль не навязчив по содержанию. В нем про то, что из окна русской литературы безопасно выпрыгивать в день сегодняшний, про попытки сбежать от одиночества, не угодив в «одиночество вдвоем», и про то, что даже лебединой песне припевать лучше хором.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Какие солнцезащитные очки носили культовые киногерои

Только ли от солнца защищают летние очки? Глаза, как зеркало души, прячут от окружающих за темными стеклами, скрывая свои бессонные…

2 часа назад

В Театре наций шведскую пьесу «Фрекен Жюли» поставил режиссер из ЮАР

В Театре наций спектакль впервые поставил режиссер из ЮАР. На родине Джеймс Нобо руководит сразу тремя театрами, а его работы…

20 часов назад

Страсти по Ремарку в «Модерне»

Когда у новой премьеры «Модерна» еще не было названия, но уже была первая фотография, даже беглый взгляд на нее обещал…

21 час назад

Сергей Безруков вновь перевоплотился во Владимира Высоцкого

Сергей Безруков присоединился к команде проекта «Высоцкий. Высота». Это уникальное музыкально-цифровое шоу на стыке искусства и технологий, посвященное легендарному артисту,…

22 часа назад

«Дружба» с Полом Раддом: Злободневная драмеди о токсичном бромансе

У невротичного маркетолога Крэйга (Тим Робинсон) не особенно примечательная и скорее невеселая жизнь. На работе он не чувствует себя своим…

1 день назад

Полезай в робота, Нео: Фильмы, отдающие дань культовым аниме

Если вам кажется, что только аниме отсылает к кинематографу, – что, разумеется, происходит в промышленных масштабах, – а случаев обратного…

2 дня назад