Кино

«Ждун»: Из феномема – в доброе семейное кино

В 2016 году голландская художница в рамках конкурса придумала скульптуру странного существа, напоминающего морского слона с человеческими руками. Проект девушки победил, и его установили в Лейденском университетском медицинском центре. История могла бы закончиться здесь, если бы через некоторое время художница не обнаружила наплыв русскоязычной аудитории в своих соцсетях. Оказалось, что фотография ее скульптуры завирусилась в Рунете, мгновенно став настоящей интернет-сенсацией. Мемы с серым существом наводнили цифровое пространство, поскольку пользователям оно показалось грустным, но в то же время очаровательным. И самое главное – универсальным в плане юмора. Персонаж превратился чуть ли не в национальное достояние и получил короткое и запоминающееся имя – Ждун.

Неудивительно, что при подобной народной славе в какой-то момент на мем-феномен обратили внимание российские кинематографисты, решившие оживить героя в формате полнометражной семейной комедии. А поскольку биографии у персонажа как таковой не было, то ему придумали классическую историю в лучших традициях «Альфа» и «Инопланетянина». Ждун (точнее, один из его сородичей) в этой интерпретации оказывается добрым инопланетянином, чей корабль терпит крушение недалеко от Абрау-Дюрсо. Пришельцу ничего не остается, кроме как послать сигнал бедствия и, собственно, ждать. Но неожиданно на него натыкается увлеченный космосом мальчик Никита, который быстро привязывается к новому другу и обещает ему помочь.

Сюжет «Ждуна» развивается стандартно для подобных семейных проектов. Постепенно с пришельцем знакомится каждый из родственников Никиты (дед, сестра, папа и мама), и к середине повествования уже все отзывчивое семейство погружается в операцию по спасению инопланетного товарища. Однако и у близких мальчика оказывается достаточно собственных проблем, с которыми вольно или невольно помогает разобраться Ждун. Имеется в сюжете и традиционный макгаффин, антигравитационный модуль, попадающий в руки умеренно карикатурного злодея. Местного диванного Илона Маска, представляющего собой жадного предпринимателя-псевдоизобретателя, планирующего нажиться на инопланетной технологии.

К проектам, в основу которых заложено яркое поп-культурное явление, часто относишься настороженно. Поскольку нередки случаи, когда создатели занимаются исключительно эксплуатацией того или иного феномена, а не развлечением зрителей. Но, к счастью, к «Ждуну» это не имеет никакого отношения. Да, фильм предлагает тривиальную историю дружбы мальчика и его семьи с инопланетянином в современных условиях. Но детской картине и не требуется сложная драма, разрыв шаблонов или что-то из ряда вон выходящее.

Это легкое, по-летнему уютное и, что самое важное, качественное кино, где каждый элемент работает как надо. От талантливого актерского состава до приятной графики, сделанной на должном уровне. Оживший на экране Ждун и правда получился отличным с точки зрения CGI: правильное поведение света и тени, активное взаимодействие с окружением, органичная интеграция персонажа в наши реалии. В отдельных сценах и вовсе думаешь, что вместо цифрового Ждуна мы видим человека в костюме или аниматроника.

При этом сам образ серого существа – это логичное развитие оригинального интернет-персонажа. Из очаровательно странноватого мема Ждун трансформировался в не менее очаровательно странноватого киногероя. Дружелюбного, забавного, немного прожорливого (закрывайте холодильники на ключ!) и в хорошем смысле простоватого, неспособного причинить боль окружающим. Тот самый образ, к которому и тянутся мальчишки и девчонки. Если в отечественной детской анимации в последнее время появилось достаточно достойных персонажей, то в художественном кино их пока маловато. Однако добрый пришелец определенно заслуживает место в этом списке.

По сути, «Ждун» – это классическое произведение о противостоянии добра и зла, где гуманность и альтруизм противопоставляются жадности и эгоизму. Комедия также подчеркивает важность семейных уз, открытости между родственниками и рациональной эмпатии по отношению к близким. Эти, казалось бы, сложные материи авторы транслируют подрастающей аудитории через доступные комедийные формы и одновременно отвечают на вечные вопросы: что такое хорошо, а что такое плохо. Но самое ценное с точки зрения посыла кроется в другом. Создатели помещают в детские умы неоспоримую мысль о том, как важно всегда оставаться человеком без предрассудков и помогать окружающим. Даже если они прилетели с другой планеты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Сериал «Из многих»: Нападение вегетарианцев из открытого космоса

Ученые принимают отправленный откуда-то из глубин космоса сигнал, в котором, как вскоре выясняется, зашифрован вирус. Они, не будь дураки, этот…

15 часов назад

Кожа да кости: Недооцененное величие «Сынов анархии»

Любовь к мотоциклам не отпускает Курта Саттера: создатель «Сынов анархии» работает над новым сериалом о байкерах с Джейсоном Момоа в…

20 часов назад

Александр Велединский возглавил жюри фестиваля «Зимний»

Организаторы открытого российского фестиваля авторского кино «Зимний» представили состав жюри этого года. Возглавит его Александр Велединский, режиссер таких фильмов, как…

1 день назад

Добрые фильмы Ивана Соснина

Иван Соснин родился на Урале: до подросткового возраста он жил в Кировграде Свердловской области, а школу оканчивал в Невьянске, –…

2 дня назад

Российский художник работает над аниме Хидео Кодзимы

Студия Kojima Productions в рамках Disney+ Originals Preview анонсировала аниме-сериал Death Stranding Isolations (название пока рабочее), основанным на видеоигре Хидео…

2 дня назад

«Искупление»: Сергей Безруков против сил зла

Ветеран русско-турецкой войны 1877–1878-го (Сергей Безруков), пороху изрядно нюхнувший и супостатов немало положивший, возвращается в родные пенаты. Представляющие собой избушки…

2 дня назад