Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Земля в иллюминаторе: Чем заняты инопланетяне в современной России

Земля в иллюминаторе: Чем заняты инопланетяне в современной России

7 июля 2024 /
Земля в иллюминаторе: Чем заняты инопланетяне в современной России
«После нас хоть потоп» (2015)

Разбираемся, зачем отечественные режиссеры все чаще обращаются к теме космоса, чтобы поговорить о земном.

Инопланетяне в современном российском кино чувствуют себя как дома. И речь даже не о многомиллионных блокбастерах вроде «Притяжения» и «Сто лет тому вперед». И не об обращении к советскому наследию, как в случае с «Очевидным-невероятным». А о камерных картинах, авторы которых выбирают тему Иного, чтобы поговорить о наболевшем и обнажить саму природу человеческих чувств. Причем этот тренд только набирает обороты. Как именно – разбирается «КиноРепортер».

Пришельцев в российскую глубинку одним из первых в XXI веке забросил Жора Крыжовников. В его короткометражке «После нас хоть потоп» (2015) из новогоднего альманаха «Страна чудес» незадачливые инопланетяне (Сергей Лавыгин и Владислав Ветров) застряли посреди заснеженного поля, а на выручку им пришел щуплый деревенский мужичок Валера (Тимофей Трибунцев). Неожиданная встреча вылилась в типично мужские посиделки в бане – с импровизированным караоке (конечно, под «Землян»), водочкой, квашенной капусткой и обсуждением космических масонов.

«После нас хоть потоп»
«После нас хоть потоп» (2015)

Захмелевшие пришельцы предупредили Валеру о всемирном потопе, после чего тот принялся в ужасе бегать по всем инстанциям, начиная от мэра (Роман Мадянов с грандиозной реакцией «Правильно, разве ж это цивилизация?») и заканчивая психиатром. Этот ироничный короткий метр небезосновательно сравнивали с фильмом Георгия Данелии «Кин-дза-дза!», который тоже рассказывал совсем не про абстрактные галактические полеты. С классикой советского кинематографа трогательную и смешную ленту «После нас хоть потоп» роднят и гэги, и лексика (ну где еще пришельцы используют обращение «товарищ»?). 

О том, что человечество в опасности, пришельцы предупреждали и главную героиню фильма Анны Меликян. В «Чувствах Анны» (2023), кстати, тоже нашлось место Тимофею Трибунцеву. Только на этот раз его герой является сторонним – и очень недовольным – наблюдателем контакта с внеземными цивилизациями. Все внимание направлено на его супругу (Анна Михалкова), работницу пермской шоколадной фабрики, которая начинает слышать внеземные сигналы после несчастного случая.

«Чувства Анны»
«Чувства Анны» (2023)

При всем социальном реализме, заложенном в картину, в психиатрическую лечебницу героиню не кладут. Напротив, в тревожном мире, где смертоносный вирус убивает людей сотнями, а правительство отправляет космическую эскадру для колонизации Марса, у Анны появляются верные фанаты. Даже подражатели, доводящие происходящее до абсурда. Она же, не в силах различить, кто следует за ней по зову сердца, а кто – корысти ради, прикрываясь «долгом перед человечеством», собственноручно устраивает маленький апокалипсис.

Для начала – в масштабах собственной семьи, что идет вразрез с призывом любить друг друга, который так старательно транслируется из космоса. Впрочем, винить ее за это сложно: как не принимать блага, если они сами валятся на тебя, как из рога изобилия?

А еще в этом невыносимо неуютном сай-фае, в котором при притворно легкой интонации слишком много изуродованных лиц, искаженных сознаний и катастрофических событий, отчетливо проступают узнаваемые отечественные реалии. Что любопытно, это не единственный проект, в котором контакт с внеземным разумом поначалу принимают за одержимость и пытаются провести ритуальный обряд.

«Барабашка»
«Барабашка» (2022)

В реалиях пандемии разворачивается и действие комедийного сериала «Барабашка» (2022), в котором Тимофей Трибунцев – пожалуй, главный представитель инопланетян в российском кино – и сам сыграл пришельца. Его Денис наглыми выходками сводил с ума запертого в квартире Артема (Антон Филипенко), а затем попытался отбить его супругу (Ольга Дибцева).

При этом цивилизационная принадлежность Дениса до середины сезона оставалась тайной, и зрители вместе с главным героем гадали – сходит ли он с ума или в отдельно взятой квартире действительно завелась мистическая сущность. Мало того, что непорядочная и агрессивная, но и быстро перенявшая вредные человеческие привычки – от злоупотребления алкоголем до нецензурного волеизъявления.

Остроумная и местами гомерически смешная комедия, впрочем, подводила к банальной истине: всем нам нужна любовь. В случае с «Барабашкой» чувство это вступало в явное противоречие с социальными нормами. Что наглядно показало: определять, что такое хорошо и что такое плохо, можно и без морализаторства.

«Контакты»
«Контакты» (2024)

Любовь к ближнему двигает и героями «Контактов» (2024) – камерной истории Дмитрия Моисеева, действие которой разворачивается в альтернативной реальности. Хотя от того же «Барабашки» проект отличает буквально все – по жанру это мрачная, если не сказать депрессивная, драма с сочнейшим звуком, мокьюментари-вставками и Сергеем Гилевым, изворотливый герой которого прикуривает прямо от шокера. А еще по-тихому барыжит праком – секретом из железы инопланетянина, обещающим исцеление от всех болезней, мужскую силу и далее по списку.

Прак добывает его любовница – медсестра в НИИЦ, непосредственно контактирующая с пришельцем. «Мы с тобой в России, понимаешь?» – обращается она к существу, напоминающему скорее персонажа из фильма Дэвида Кроненберга, хоть и не лишенному гуманоидных черт. Тот, судя по глазам, действительно все понимает. В общем, первый контакт случился. А вот второго человечество стало ждать с неизбывным ужасом.

«Контакты» (2024)
«Контакты» (2024)

Несмотря на линейный, монотонно-подробный сюжет, «Контакты» обладают обволакивающей атмосферой и успевают затронуть несколько тем. От влияния внешних событий на культуру (пришелец мелькнул даже в «Спокойной ночи, малыши», а его косвенное упоминание появилось в новых молитвах) до банальных страха и агрессии, лишающих человека собственно человечности.

На искренность и доброту оказываются способны те, кого общество не принимает: умственно-отсталый мужчина, беспризорный мальчишка, женщина, оставшаяся без поддержки в безвыходной ситуации. Впрочем, заметный оптимизм «Контактов» теплится в финале: в конце концов, с волками можно и не жить.

О противостоянии бессердечных ученых и людей, не растерявших честь и совесть, расскажет и короткометражный «Побег» (2024), в котором Мария Мацель играет отчаявшуюся мать. Она пытается вывезти своего ребенка из исследовательского института, однако внеземное происхождение малыша мешает планам героини. Фантастический триллер Олега Шашкова недавно показали на фестивале в Иваново – он был задуман как пилот потенциального сериала. Состоится ли весь сезон – пока большой вопрос, но задумка выглядит многообещающей.

«Побег»
«Побег» (2024)

Совсем контрастным по жанру и настроению оказывается «Пришелец» (2024) Ивана Соснина, снятый на Урале. Кстати, это единственный отечественный фильм, попавший в основной конкурс ММКФ этого года. Как несложно догадаться, он тоже посвящен теме инаковости и принятия – вот только пришельцем для односельчан оказывается скорее их земляк. Мало того что Леша (прекраснейший Максим Стоянов) с детства плохо слышит, так еще и верит в инопланетян, из-за чего слывет в округе дурачком.

Впрочем, открыто его не травят: на Руси-матушке к юродивым отношение всегда было снисходительным. Поэтому герой продолжает в свободное от работы время рисовать круги на заснеженных полях и мастерить из подобранного мусора всевозможные антенны. Делает он это в надежде отыскать пропавшую мать. Та много лет назад оставила ему покаянное письмо с признанием, что с ней на контакт вышли инопланетяне, вместе с которыми она и покинула пределы Земли.

Теперь же такой шанс предоставляется и самому Леше – на пороге его дома появляется необычная девочка (дебютантка Алена Мирошникова), которая при помощи телепатии рассказывает герою, что пришельцы очень даже реальны, а ему самому делать среди людей нечего.

«Пришелец»
«Пришелец» (2024)

Эту историю Соснину удается подать в реалистичном ключе, но при этом нисколько не потерять в художественности. Он использует изящные ходы, создает запоминающиеся эпизоды (чего только стоит деревенская дискотека под Mujuice!) и добивается от актеров максимальной убедительности. В контексте авторской искренности идея о чистоте помыслов выглядит скорее как руководство, а не пошлый трюизм.

И даже когда социальная тема встает острее некуда, Соснин делает больно по-другому – уводит сюжет в область безусловного человеколюбия. Кстати, в следующей работе постановщик тоже пообещал обратиться к фантастике. Вполне возможно, менее камерной.

Пришельцев ищут не только в регионах, но и в столице. Причем самыми обыденными способами: Влад Баханович и Анастасия Завадская, авторы многосерийного мокьюментари «Вы инопланетянин?» (2024), пока не добравшегося до широкой публики, начинают свой проект с расклейки соответствующих объявлений по городу. Из откликнувшихся творческий тандем выбрал шестерых героев – свидетелей необъяснимых событий и непосредственных виновников.

«Вы инопланетянин?»
«Вы инопланетянин?» (2024)

В итоге в кадре вперемешку с рептилоидами и гуманоидами (Игорь Грабузов играет пришельца, прилетевшего на Землю умирать) оказались и простые граждане. Мистическое и бытовое в ленте сплетается самым необычайным образом, однако за теориями заговоров и множеством научных гипотез в первую очередь все равно скрываются общечеловеческие ценности.

А вот Валерий Фокин, режиссер преимущественно театральный, пошел дальше и в «Петрополисе» (2022) вывел своих героев за пределы родной страны. По сюжету картины (кстати, тоже входившей в конкурсную программу ММКФ), наш мир давно контролирует инопланетная цивилизация. Именно пришельцы предотвратили Карибский кризис и множество других опасных разногласий, именно они отдают приказы главам мировых правительств. Однако люди все равно в конце концов навлекли на планету угрозу ядерного апокалипсиса.

Спасти всех может только ученый с лицом Антона Шагина, но он слишком занят тем, что пребывает в глубочайшем экзистенциальном кризисе. И после личного контакта с внеземной расой (сеансы подключения действительно сделано зрелищно) ситуация только усугубляется. 

«Петрополис»
«Петрополис» (2022)

«Петрополис» оказывается непростым киноопытом, слишком театральным по своей природе, слишком декоративным, несмотря на минимализм исполнения, намеренно отстраненным и задающим слишком много вопросов (остающихся без ответа). Впрочем, и он говорит о том же самом: для того чтобы разобраться в земных вопросах, нужно в первую очередь обратить взгляд на того, кто рядом с тобой. А помочь в этом может любая выбивающая из равновесия ситуация – пусть даже и визит инопланетных гостей.

Театральные корни имеются и у дебютного фильма Андрея Носкова с названием-манифестом «До звезды» (2023). Там главного героя в его же исполнении, казалось бы, бесцельно существующего на этой планете, обязывали покинуть ее пределы по грозному требованию пришельцев. Говорить о художественных достоинствах картины, реализованной по театральной пьесе, всерьез не приходится, но в качестве определенного тематического маркера она как минимум заслуживает упоминания.

В 2020-х инопланетяне постепенно захватывают не только авторское кино, но и мейнстрим, причем – семейный. Так, к вышедшей весной адаптации Кира Булычева совсем скоро добавится фантастический экшен Антона Борматова «Пираты галактики Барракуда», явно вдохновленный советской классикой вроде картин «Москва – Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». Сценарий про инопланетянина, прикинувшегося школьником, написал Андрей Геласимов, автор идеи «Нулевого пациента», что, в свою очередь, потенциально может заинтересовать и более зрелую публику.

Зато на аудиторию помладше явно рассчитан «Ждун в кино» – семейный блокбастер по мотивам популярного некогда мема. Главного героя, чей летающий корабль терпит крушение недалеко от Абрау-Дюрсо, случайно находит любознательный мальчик Никита. Вместе с семьей ему предстоит помочь инопланетянину, а заодно, как обещают создатели, «научиться слышать и понимать близких». А это, как мы выяснили выше, самое главное в российском кино о пришельцах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: