Спектакль «Капкан» — последняя работа Марка Захарова в театре, которым он руководил 45 лет и который теперь носит его имя.
Два года Марк Захаров работал над постановкой этого спектакля, на первые числа декабря уже была назначена премьера. Но Мастеру не суждено было самому представить постановку зрителям — 28 сентября его не стало. В «Ленкоме» было принято решение завершить работу режиссера. И сделать это должна его дочь, Александра Захарова. Как позже признавалась сама Александра Марковна, отец часто обсуждал с ней эту постановку. А после его смерти она нашла множество черновых записей отца — все это помогло ей в работе над спектаклем «Капкан».
Кстати, изначально у него было другое название — «Параллельная реальность». Но «Капкан» больше подходит к тому, что хотел сделать Марк Анатольевич. Этот спектакль своего рода завещание и предупреждение всем нам, его современникам: если вы хотите понять себя, свое время и свою страну, загляните в прошлое — и не забывайте о нем. Чтобы не ошибиться не только в настоящем, но и в будущем. Поскольку самый страшный капкан в наших головах. На программке спектакля — два имени постановщиков, а сразу после названия — поясняющий текст: «Вольная сценическая фантазия по мотивам произведений Владимира Сорокина, сценарных разработок Марка Захарова и документальных источников». Это пояснение очень важно для понимания тех смыслов, которые Мастер вложил в свой спектакль. Но неплохо перед походом в Ленком еще и прочитать сборник короткой прозы Владимира Сорокина «Белый квадрат».
Спектакль начинается сценой из новеллы Сорокина «Красная пирамида». На подмосковной платформе ждут электричку два персонажа: юноша-программист, перепутавший направление (артист Алексей Поляков) и немолодой человек в белом костюме, мудрец и философ, профессор Зеленин (артист Владимир Юматов). Они начинают разговор рассуждениями о жизни вечной, но обоих больше всего интересует тема таинственного «красного рева», испускаемом гранитом Красной площади. Этот «красный рев», который запустил Ленин, до сих пор стоит над страной.
Впрочем, первая сцена многим невольно напомнит начало романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Никогда не разговаривайте с неизвестными». Поскольку человек в белом костюме, профессор Зеленин, маг и гипнотизер, чем-то неуловимо похож на Воланда. К тому же он обладает даром перемещаться во времени и пространстве. Используя этот свой дар, профессор перемещает юношу в квартиру дамы сердца Виктории, на чей день рождения так торопился молодой человек. В роли Виктории, а также в образе некой Заславской, а впоследствии еще и Чайки — Александра Захарова. Профессор Зеленин готов исполнить желание этой пары попутешествовать по коридорам времени, но что-то пошло не так. И профессор неожиданно даже для самого себя вместе с героями попадает в сталинскую эпоху, конкретно, в 1930-е годы.
Следующая сцена — застенки Лубянки, где следователь в исполнении Александра Збруева ведет допрос юной летчицы. Он жесток и непреклонен, постоянно размахивает пистолетом, палит в воздух, пугая не только девушку, но и зрителей в зале. А потом и вовсе ее расстреливает — обычное дело в той «расстрельной» эпохе. Эта сцена вполне могла быть позаимствована режиссером из одного из рассказов Сорокина о том, как на площади устраивается представление, где артисты разыгрывают сцену допроса чекистом Мейерхольда. Впрочем, это всего лишь предположение. Непривычно видеть Александра Збруева в этой гротескной роли, но образ он создает более чем убедительный. Впоследствии мы увидим артиста еще в одном образе. Вообще в этом спектакле у многих артистов сразу несколько ролей. Простой подсчет показал, что в спектакле заняты порядка сорока артистов, вместе с молодежью на сцене — цвет ленкомовской труппы. Помимо вышеназванных имен: Дмитрий Певцов, Антон Шагин, Виктор Раков.
Совершенно невероятным предстает на сцене Певцов в роли Сталина. Никакой сатиры, ни доли ерничанья. Он сдержан и мудр, истинный «отец народа», все понимающий и контролирующий. Впрочем, без элементов сатиры режиссер не смог обойтись — чего стоит одно лишь первое появление Сталина: из темного коридора выезжает гигантская гипсовая голова Ленина, черепная коробка раздвигается — и из нее появляется Иосиф Виссарионович. Он присутствует на сцене почти постоянно. Как присутствует до сих пор и в нашей реальности. Вот лишь одна цитата из спектакля: «В обозримом будущем Сталин останется со своим народом. Сталин навсегда останется в душах и сердцах, и многие еще долго будут причитать — Сталина на вас нет!».
После спектакля остается ощущение, что настоящее остановилось, а будущее слилось с прошлым. Вот чего надо больше всего опасаться, этого капкана — предупреждает своим спектаклем Марк Захаров. В финале герой Владимира Юматова, уже в нынешней реальности, перечисляет имена жертв того «красного рева», в числе которых Михоэлс, Булгаков, Мейерхольд, Таиров. А завершает свой монолог словами: «Я русский. И значит, живу надеждой. Надеждой на будущее России». И в этот момент в глубине сцены появляется портрет — словно сам режиссер смотрит на тех, кто пришел в его театр. Московский театр «Ленком» Марка Захарова.
В репертуаре «Ленкома» есть спектакли, которые идут годами, собирая полные залы. Таким спектаклем была «Поминальная молитва» с Евгением Леоновым в роли молочника Тевье. Он шел с ошеломительным успехом. Сегодня спектакль «Капкан» собирает полные залы, и есть надежда, что так будет еще очень-очень долго. Многим, вне всякого сомнения, захочется посмотреть последнюю постановку Захарова, которая стала своего рода «поминальной молитвой» по Мастеру.
Комментарии