История Китая, виртуальная реальность и грустные ученые в долгожданной экранизации романа Лю Цысиня.
Ученые всего мира бьют тревогу: ускорители частиц все как один вдруг начали выдавать произвольные и абсолютно бессмысленные результаты, из-за чего стало невозможно проводить эксперименты. Лучшие умы человечества пребывают в унынии, так как «наука поломалась», и массово накладывают на себя руки. Последнее, возможно, связано еще с тем, что у них перед глазами какие-то циферки зловеще мельтешат. Или же все дело в загадочной VR-игре с невероятно реалистичной графикой и столь же невероятно скучным геймплеем, которую им подсовывает неизвестно кто. В любом случае творится нечто очень странное и явно не к добру.
Сериал «Задача трех тел», который вышел на одной там заокеанской онлайн-платформе, – событие, как ни крути, объективно значимое сразу по ряду причин. Во-первых, лежащий в его основе цикл романов китайского писателя Лю Цысиня сам по себе величина. Первый роман цикла, тоже носящий заголовок «Задача трех тел», был удостоен премии «Хьюго», а это в области научной фантастики, считай, то же самое, что «Оскар», а то и круче. В свое время, например, такую же награду получали Роберт Хайнлайн за «Звездный десант», Филип К. Дик за «Человека в высоком замке» и Фрэнк Герберт за «Дюну». Нормальная компания, да? И это так, чисто навскидку.
Лю Цысинь в своем творчестве любовно наследует многим из столпов научной фантастики, прежде всего Айзеку Азимову и Артуру Кларку, комбинируя и развивая их идеи, и приправляет все это дело китайским колоритом. За то и любим. Как на родине, так и повсеместно. Один из его рассказов, «Блуждающая Земля», представляющий собой, в сущности, вольный ремейк романа Франсиса Карсака «Бегство Земли», вырос в крупнобюджетную успешную кинофраншизу. Цикл «Память о прошлом Земли», который «Задача трех тел» открывает, китайцы уже сами экранизировали не раз, в том числе с помощью компьютерной игры Minecraft (!), а в 2020-м его взялись адаптировать для западной аудитории бывшие шоураннеры «Игры престолов». Результат этой адаптации мы сейчас и имеем удовольствие наблюдать.
Исходный материал Дэвид Бениофф и Дэн Уайсс, конечно, сильно упростили. Познавательный экскурс в историю Китая, занимавший чуть ли не треть объема книги, свели буквально к нескольким сценам-флешбэкам. Почти всю научную заумь также оставили за скобками. Зато добавили в сюжет, и без того густонаселенный, еще действующих лиц. В частности, целую компанию молодых друзей-профессоров, в плане расового, гендерного и какого угодно diversity образцово-показательную. Там есть и черный парень, и белый парень, умирающий от рака, и пухлый белый парень, и азиатка, и латиноамериканская смуглянка. Плюс у азиатки имеется бойфренд индийского происхождения, который по совместительству служит тупым углом любовного треугольника.
На кой их столько надо – непонятно. Видимо, следует это списать на особенности творческого метода Бениоффа и Уайса, которые вообще многое из «Игры престолов» перетащили. Помимо явной перенасыщенности сюжетными линиями и персонажами это и внезапные смерти ключевых, казалось бы, фигур, и вкрапления шок-контента в виде фейерверков из кровищи и внутренностей, и грандиозные по размаху и постановке сцены, преимущественно сопряженные с истреблением людей изощренными способами. Даже обнаженку впендюрить умудрились, пускай всего разок, зато массовую. И кое-кто из актеров, знакомых нам в первую очередь по главному шоу прошлого десятилетия, встречается. Джонатан Прайс ту же роль практически играет – юродивого предводителя тоталитарной секты.
Те, кто доверил Бениоффу и Уайссу экранизацию opus magnum Лю Цысиня, по-видимому, рассчитывали, что «Задача трех тел» станет для научной фантастики примерно тем же, чем когда-то «Игра престолов» стала для темного фэнтези. То есть таким прорывным проектом, который сделает ее максимально доступной и привлекательной для самого широкого круга зрителей. Однако в научной фантастике драконы и оргии с инцестами, как правило, не предусмотрены, а без этого популяризировать что-либо не так просто (по той же причине мало кто интересуется, например, геологией и выращиванием гладиолусов).
Кроме того, не будем забывать, что «Игра престолов» резко скатилась, когда первоисточник был исчерпан, и Бениоффу с Уайссом пришлось далее что-то придумывать самостоятельно. В случае «Задачи трех тел» отсебятины уже прямо со старта хватает с избытком, и это снова, мягко говоря, на пользу не идет. В основном потому, что мелодраматические коллизии с участием грустных физиков так себе замена драконам и оргиям. И порой сериал напоминает скорее поздние сезоны «Теории большого взрыва», чем увлекательное развлечение.
Вместе с тем положительные моменты все же, пожалуй, перевешивают. Разное крутое и захватывающее происходит несколько чаще, чем занудное и унылое, а находки американских шоураннеров порой все же оказываются удачными. Тот же герой Лиама Канингэма (он же Луковый рыцарь) пышет такой мощной харизмой самодовольного мерзавца, что крадет не только каждую сцену, в которой появляется, но и добрую половину самого сериала. Также немало забавляют довольно неожиданно возникающие то тут, то там «русские следы»: золотая рыбка Пушкин, шимпанзе Коля, бывший директор сайта бесполезных петиций Change.org Митя Савелов в роли русского ученого, который кормит шимпанзе Колю бананом, после чего последнего тошнит.
В общем, главная, пожалуй, заслуга Бениоффа и Уайсса состоит в том, что они не стали подавать историю Лю Цысиня в исключительно серьезном ключе (пускай и тоски нагнали изрядно), разглядев в ней потенциал для комедии и добавив от себя точечные вкрапления иронии и лихой придурковатости, которые пришлись вполне к месту. Сейчас уже очевидно, что «Задаче трех тел» вряд ли грозит статус огромной важности феномена (по крайней мере, оглушительно громкого хита пока не получилось), но это ведь не проблема по большому счету. Лишь бы и дальше все было так же масштабно, дорого и иногда – а лучше почаще – весело.
Комментарии