Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > И снова здравствуйте: Зачем режиссеры переснимают собственные фильмы?

И снова здравствуйте: Зачем режиссеры переснимают собственные фильмы?

5 сентября 2024 /
И снова здравствуйте:  Зачем режиссеры переснимают собственные фильмы?
«Забавные игры» (2007)

Разбираем феномен авторемейков на примере Альфреда Хичкока, Михаэля Ханеке и Уэса Андерсона.

Недавно на стриминге Peacock вышел «Наемный убийца», криминальный боевик за авторством Джона Ву. Казалось бы, что тут особенного, вышел и вышел. Но дело в том, что это ремейк одноименного фильма 1989 года, тоже снятого Джоном Ву. Только с гендерной рокировкой, в угоду нынешней моде. Сей сомнительный эксперимент мы оставим на совести гонконгского патриарха, а сами вспомним другие примеры авторемейков, каждый из которых по-своему любопытен.

«Человек, который слишком много знал» (1934, 1955)
Режиссер Альфред Хичкок

«Человек, который слишком много знал»
1955 год

Во время британского периода своего творчества гуру саспенса снял шпионский триллер о супружеской паре, которая прохлаждается в Швейцарии и поневоле втягивается в международный заговор. А через двадцать лет переделал его с любимым актером-талисманом Джеймсом Стюартом. Несмотря на ряд отличий в сюжете и сеттинге (теперь герои направились в Марокко), перед нами классический авторемейк, вызвавший немало дискуссий среди поклонников Хича: кто-то защищал британскую версию, кто-то – американскую. На самом деле, конечно, обе по-своему хороши.

В беседе с Франсуа Трюффо Хичкок заявил, что первый вариант был «работой талантливого любителя, а второй – творением профессионала». Идея ремейка «Человека» не давала ему покоя с начала 1940-х, когда он обосновался в Голливуде: слишком уж он, дескать, неудовлетворен остался ранней попыткой. Годы спустя маэстро смог наконец реализовать этот замысел, заодно выполнив обязательства перед студией Paramount. Ремейки хичкоковских фильмов ваяли и прочие режиссеры, от Гаса Ван Сента («Психо» 1998-го) до Ди Джея Карузо («Паранойя» 2007-го как вариация на тему «Окна во двор»). Но результаты, как правило, были плачевны. Адекватно переснимать картины Хича мог лишь сам Хич. Так что в случае с «Человеком» шалость однозначно удалась.

«Эти трое» (1936), «Детский час» (1961)
Режиссер Уильям Уайлер

«Детский час»
1961 год

Другим мэтром, ступившим на тернистый путь авторемейков, был четырехкратный оскароносец Уильям Уайлер, прославленный автор «Бен-Гура» и «Римских каникул». Еще до «Оскаров» он адаптировал пьесу Лиллиан Хеллман «Детский час» в драму «Эти трое» по сценарию самой писательницы. По сюжету оригинала, две подруги открывают частную школу-интернат для девочек, одна из которых обвиняет женщин в романтической связи. Сплетни разгораются, как лесной пожар, и распространяются за пределы школы, ставя под удар репутацию героинь. В 1930-е в Голливуде бушевала цензура, представленная печально известным кодексом Хейса, и на возможность таких отношений даже намекать запрещалось. Так что название фильма изменили на «Эти трое», а сюжет сплели на основе любовного треугольника с участием мужчины.

Подобные перестановки и общая театральность картины не устраивали Уайлера, поэтому на заре 1960-х, когда кодекс ослабил звериную хватку, он вернулся к «Детскому часу» уже с оригинальным заголовком, более тщательной адаптацией первоисточника и суперзвездами в главных ролях. Учредительниц школы сыграли Одри Хепберн и Ширли МакЛейн, сам фильм получил пять номинаций на «Оскара» и три – на «Золотой глобус» и по праву завоевал статус классики. Хоть и, возможно, со временем позабытой.

«Бутылочная ракета» (1994, 1996)
Режиссер Уэс Андерсон

«Бутылочная ракета»
1996 год

Случай авторемейка Уэса Андерсона прост и вместе с тем занимателен. Еще будучи ноунеймом с амбициями, он поставил 13-минутную пленочную короткометражку «Бутылочная ракета» с Оуэном и Люком Уилсонами, эксцентричную историю одного маленького ограбления. Эта короткометражка побывала на «Сандэнсе» и так впечатлила маститого режиссера и продюсера Джеймса Л. Брукса, что тот согласился проспонсировать ее полнометражную версию, которая вышла в 1996-м и заработала сущие гроши, но покорила критиков (а также Мартина Скорсезе) и стала для Уэса важным карьерным трамплином.

Правда, первый опыт публичной демонстрации фильма, по его воспоминаниям, оказался хуже некуда. «В зале сидели 86 зрителей, а к середине осталось около 20. И они продолжали уходить. Ты видел, как еще кто-то вставал, и думал: может, он в туалет собрался? Но тот человек сразу собирал вещи…» С тех пор боязнь подобного фиаско не раз настигала бедолагу Уэса, хотя уже следующая его лента, «Академия Рашмор», стала хитом и оповестила всех о рождении большущего таланта. В общем, через авторемейки – к звездам!

«Забавные игры» (1997, 2007)
Режиссер Михаэль Ханеке

«Забавные игры». Зачем переснимать свои фильмы
1997 год

В конце 1990-х австриец Михаэль Ханеке, надежный поставщик шок-контента, вынес на суд общественности свое самое шокирующее детище. В триллере «Забавные игры» двое неизвестных забурились в загородный дом к мирному семейству и давай его тиранить изощренными и извращенными способами. Дисклеймер предупреждал, что слабонервным сюда лучше не соваться, однако народ все же совался и потом в панике ретировался. Слишком уж жестко Ханеке гладил зрителей против шерстки.

А десятилетие спустя он внезапно вернулся к пройденному, казалось бы, материалу. Идею авторемейка выдвинул продюсер Крис Коэн, и Ханеке за нее с готовностью ухватился. Цитируя Михаэля, «к сожалению, первую версию фильма целевая аудитория не увидела, поскольку он был снят на немецком. Вот я и решил, что теперь подвернулся шанс достучаться до тех, для кого, собственно, кино и снималось. Это единственная причина».

Судя по данной ремарке, снимались «Забавные игры» для самой, как говорится, широкой публики. С целью привлечь ее в кинозалы авторемейк обзавелся звездами вроде Наоми Уоттс, Тима Рота и Майкла Питта, но эффекта добился обратного. И в прокате провалился, и поклонников оригинала разочаровал. Причем ремейк был покадровым: даже если Ханеке сомневался в убедительности отдельных сцен, все равно оставлял их без изменения, дабы концепцию не подрывать. И в результате перемудрил.

«Проклятие» (2002, 2004)
Режиссер Такаси Симидзу

«Проклятие»
2002 год

Джей-хорроры – это не только «Звонок». В 2002 году Такаси Симидзу нагнал ужаса своим «Проклятием», после которого мяукающий призрачный мальчик преследовал в кошмарах даже самых хардкорных фанатов жанра. На фоне «Звонка», правда, «Проклятие» слегка затерялось. Что не помешало ему запустить успешную франшизу, со временем вышедшую за пределы киноэкрана и переметнувшуюся на ТВ, в театр, литературу, комиксы и видеоигры. Естественно, дотянулись до «Проклятия» и загребущие ручки голливудских продюсеров: в 2004-м оно продолжилось заокеанским ремейком. И снял его тоже Такаси Симидзу.

В продюсеры записался Сэм Рэйми, производством занималась его студия Ghost House на пару с Columbia Pictures, и Симидзу привлекли к режиссуре на безальтернативной основе. Предложение сделано – предложение принято. Такаси настоял на возвращении своих обожаемых духов, Каяко и Тосио, и его пожелание охотно исполнили («я могу делать страшными только темноволосых японок, не американок»). А ведь сперва он всерьез задумался, соглашаться ли на авантюру с авторемейком, поскольку не понимал, зачем Рэйми решил привлечь к съемкам именно его. Для Сэма же такая преемственность была крайне важна. Симидзу признавал, что новое «Проклятие» оказалось более аккуратным и простым для восприятия, но мощности Голливуда однозначно позволили его детищу засверкать гламурными красками.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: