Режиссер Глеб Панфилов уже снимал по Солженицыну. Причем инициатором на тот момент выступил сам писатель – тогда речь шла о многосерийном проекте «В круге первом». Он же написал сценарий, озвучил закадровый текст, лично одобрил всех предложенных постановщиком актеров. Это тоже была история о тяжелом нравственном выборе, пронизанная атмосферой страха и надежды.
В случае с «Иваном Денисовичем» материал согласовывался уже с Натальей Солженицыной. А согласовывать было что: Панфилов практически с нуля придумал биографию Ивана Денисовича Шухова. Он дал ему профессию – механик, попавший в артиллерийскую часть. Дал возможность проявить себя в деле и медаль «За отвагу». Дал полновесное ощущение семьи – вместо обрывков из писем, фигурировавших в рассказе. Кроме того, чуть изменил фабулу: до конца срока Шухову (Филипп Янковский) остается сидеть не 2 года, а всего 10 дней.
Изменения, с одной стороны, кардинальные. С другой – будто так и было задумано автором: линия ладная и вразрез с повествованием и характерами героев не идет. Там, где Солженицын пробирал слогом и размеренностью, Панфилов берет другими методами. Больше мистико-религиозного символизма, больше трагики – при буквальном следовании большей части оригинального текста.
Военная часть – с парадом на Красной площади и следованием на фронт – и вовсе выглядит как отдельный фильм. Здесь есть и нужный размах, и герой в предлагаемых обстоятельствах, обуреваемый искренней радостью и гордостью за Родину. При этом именно в Янковском находятся те самые душевность и наивность, которым хочется верить. В условиях резко обострившегося внешнего конфликта это ключевые качества.
Подан этот конфликт тоже мастерски. Например, завораживающе сняты эпизоды с фашистами. Начиная моментом пленения, где невозможно оторваться от безмолвного диалога между немецким офицером и Шуховым, и заканчивая попыткой солдат разминировать дорогу ценой собственных жизней, где как раз хочется отвести взгляд. Нагнетаемый саспенс, который на подсознательном уровне вызывает и страх, и чувство незамутненной гордости, не портят даже спорные визуальные решения вроде постоянного рапида.
В лагере сцены другие и по цвету, и по атмосфере: недаром за картинку отвечали сразу два оператора – Михаил Хасая и Михаил Агранович. Здесь все пронзительно и кристально. О том, что когда «холод под рубаху зашел, то не выгонишь его», напоминает все. И если в рассказе это подчеркивалось преимущественно описанием остывшей баланды и сквозившим из всех щелей морозным воздухом, то здесь он более материален: даже в помещениях обступает со всех сторон.
Тем живее выглядят люди. Несмотря на то что в центре сюжета номинально оказывается именно Шухов, главным героем мог бы оказаться любой из них – фактуры и деталей здесь достаточно. На долю Ивана Денисовича по соображениям драматургии, правда, выпадает чуть больше испытаний, чем в оригинале, да и мотивация у него несколько иная. По версии Панфилова, супруга Шухова скончалась, оставив двух дочерей, попавших в детдом. На воле тоже не все хорошо, хоть и идет своим рабоче-социалистическим порядком.
То, как проявляет себя отцовское сердце, во-первых, добавляет персонажу эмоциональной глубины (и тут вспоминается награда, присужденная Янковскому в Локарно) и, во-вторых, четче обрисовывает исторический контекст: в послевоенные годы почти половина семей осталась без кормильцев.
Из-за оригинальной задумки, от которой никуда не деться, – действие рассказа разворачивается в течение одного дня – «Иван Денисович» иногда оставляет ощущение чрезмерной сжатости повествования. Создатели, как и сам Солженицын когда-то, стараются оставлять «самый сок», но иногда это играет против них.
В частности, некоторые моменты сыграны чуть натянуто, а иные реплики обретают тональность агитки (хотя совсем уж резких суждений о режиме нет – все как в книге), а монтаж местами может вызывать вопросы. Специфична и музыка – заунывные церковные отголоски. Целостность при этом более-менее сохраняется, а концовка и вовсе ставит прекрасную жирную точку.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…