Под маской – Дуглас Фэрбенкс, Антонио Бандерас, Ален Делон и Жан Дюжарден.
Кто не знает Зорро? Зорро знают все. И при этом не знает никто. Как часто случается с достославными личностями, реальный человек со временем превратился в миф, а миф пустил корни в поп-культуре. Теперь невозможно установить, кто впервые примерил фирменную маску. Тот самый Диего де ла Вега, благородный мститель из фильмов, или некто Уильям Лэмпорт – ирландский светский лев, пират и наемный убийца, сожженный на костре за темные делишки (по слухам, он был чернокнижником).
Несомненно, Зорро нагрянет к нам еще много-много раз – в комиксах, видеоиграх, приключенческих романах, песнях, мюзиклах и кинолентах. Прямо сейчас он вычерчивает легендарный знак в сериале с Жаном Дюжарденом, а мы, пользуясь случаем, вспоминаем его неотразимых коллег.
Дуглас Фэрбенкс
«Знак Зорро» (1920)
Впервые Зорро встал на защиту униженных и оскорбленных в удалом экшене с Дугласом Фэрбенксом, звездой немого кино, сыгравшим множество знаменитых героев (Д’Артаньян, Робин Гуд, Дон Жуан и так далее). На дворе – начало XIX века. На повестке дня – ущемление бедняков подлыми богачами-землевладельцами. Из ниоткуда появляется храбрый боец в шляпе, плаще и маске с прорезями, бросающий вызов продажным чиновникам и грубым солдафонам. За его голову назначена награда с пометкой dead or alive, но Зорро это не смущает: покарать негодяев и завоевать сердце красотки для него – раз плюнуть.
Каноничный сюжет, где нет ничего лишнего. Каноничный герой с изящными усиками, чья шпага сверкает ярко, а улыбка – еще ярче. Каноничная смесь лихих приключений с романтикой и понятным социальным комментарием. «Знак Зорро» установил стандарты, по которым продолжат создаваться не только фильмы про Зорро, но и авантюрные приключенческие боевики в принципе. Безупречная формула, работающая по сей день. Хотя временами Фэрбенкс, человек бесконечно обаятельный, с ухмылочками все-таки перебарщивает. В ремейке 1940 года брутальность и куртуазность гармонично смешал Тайрон Пауэр, а вот в ремейке 1974-го Фрэнк Ланджелла в титульном образе напоминал скорее кого-то из Черепашек-ниндзя.
Гай Уильямс
«Зорро» (1957–1959)
К середине 1950-х фильмы про Зорро вовсю штамповали в Мексике, Италии и Испании, а в США всадник в маске стал звездой сериальной франшизы. В 1937-м ее открыл «Зорро снова в седле». За ним последовали «Сражающийся легион Зорро» (1939), «Черный кнут Зорро» (1944), «Сын Зорро» (1947) и «Призрак Зорро» (1949). Исполнители центральной роли постоянно менялись, зато стабильно выдерживался вестерн-сеттинг, а ключевым конфликтом оставалась борьба мирных граждан с коррумпированными политиканами. Причем «Черный кнут Зорро» собственно к Зорро отношения не имел: его героиня – барышня по кличке Черный кнут, которая как обычно кому-то за что-то мстила. Видите, даже в стародавние времена прокатчики славились сомнительным креативом. Зато на закате 1950-х на телеэкраны прискакал первоклассный Зорро с лицом Гая Уильямса, возглавивший каст одноименного сериала производства Walt Disney.
В каждом из двух сезонов (всего 78 эпизодов плюс 4 спешела) Зорро сражается то с бандитами, то с жадными богачами, поет, влюбляется, фехтует и совершает прочие положенные действия. Ничего, казалось бы, революционного. Но бодрая постановка, лаконичный хронометраж серий и безграничное очарование Уильямса сделали «Зорро» грандиозным хитом, на котором выросло немало детишек. И утвердили Зорро в качестве международного супергероя: в последующие годы он встретит трех мушкетеров в кроссовере из Италии, попадет в итальянский опять-таки пеплум, оживит фантазии зрительниц в «Эротических приключениях Зорро» и даже столкнется с собственным близнецом-геем в пародии «Зорро, голубой клинок».
Ален Делон
«Зорро» (1975)
В 1975 году для Зорро произошло два важных события. Во-первых, он освоил еще одну территорию: Болливуд. В картине Шибу Митры ненаглядный наш фехтовальщик (Навин Нисчол) защищает страну от вредного папаши и сводного брата – колоритное зрелище, в очередной раз доказавшее, что Зорро везде свой в доску. Во-вторых, мститель обрел привлекательное воплощение, которое многие до сих пор считают идеальным: в фильме плаща и шпаги за авторством Дуччо Тессари в одежки цвета ночи облачился Ален Делон. Его Зорро – эдакий двойной агент: в одной жизни он притворяется губернатором, а в другой вершит правосудие под маской народного героя. Скрещивая в конце концов клинки с жестоким угнетателем Уэртой.
Делон снимался преимущественно в серьезном кино, чья драматичность нередко доходила до высокого трагизма, но и в ленты несерьезные он временами заглядывал. В 1963-м артист подарил белозубую усмешку другому авантюристу в темной одежде: «Черный тюльпан» оказался удачной разминкой перед «Зорро», где Делон вновь сверкает небесными глазами сквозь прорези маски и дает прикурить толпам врагов. Образ Зорро испокон веков был трагикомичен, и Ален доводит этот дуализм практически до абсурда, изображая своего губернатора как законченного кретина. Зато в образе защитника угнетенных, элегантно гарцующего на вороном скакуне, он дьявольски хорош. В СССР фильм заманил в кинотеатры 55,3 млн человек – советской публике он приглянулся вернее, чем американской и европейской.
Дункан Реджер
«Зорро» (1990–1993)
К началу 1990-х эксплуатация Зорро исчерпала себя, и его светлый (точнее, темный) образ плотно прописался в анимации. Мультсериалы вроде «Новых приключений Зорро» и «Легенды о Зорро» целились в ту же юношескую аудиторию, которую в свое время покорил «Зорро» с Гаем Уильямсом, но сногсшибательным успехом не пользовались. А вот очередной взрослый «Зорро» вполне преуспел, получив 4 сезона и даже обогнав «Зорро» 1950-х по количеству эпизодов (всего в нем 88 серий). В наши дни его вспоминают нечасто, благо и сюжетные перипетии на особую свежесть не претендуют. Но Дункан Реджер однозначно вписал свое имя в галерею ярчайших исполнителей роли народного мстителя.
С одной стороны, он был боксером и атлетом. С другой – фанатом Эррола Флинна и Уильяма Шекспира. Эти ипостаси слились в мужественном образе Зорро, проявляющего невиданную сноровку и мощь в рукопашных боях (большинство трюков Реджер исполнял без дублеров). При этом его нельзя назвать тупым качком, поскольку интеллектом герой блистал не меньше, чем физической формой. Шарм, грация, сила, самоирония – ну всем Дункан берет. А в прочих ролях в кадре засветилось немало известных лиц: Дэниэл Крэйг, Пит Постлетуэйт, Уорвик Дэвис, Андре Гигант и Адам Вест, Бэтмен из одноименного сериала 1960-х (Бэтмен, кстати, из Зорро-то и вырос).
Энтони Хопкинс / Антонио Бандерас
«Маска Зорро» (1998)
После триумфа «Отчаянного» Роберт Родригес хотел воссоединиться с Антонио Бандерасом и снять фильм про Зорро. «Мексиканский Зорро, клево же», – радовался постановщик, мечтавший превратить культового героя в сорвиголову вроде Хоакина Мурьеты (еще одна полуреальная, полумифическая личность). Но студии, вовлеченные в работу над новым «Зорро», не желали тратить слишком много времени на шлифовку сценария, и Родригес взял самоотвод. Вместо него режиссерское кресло занял Мартин Кэмпбелл, ответственный за бондовский «Золотой глаз». Шон Коннери уступил роль стареющего Зорро (Диего де ла Вега) Энтони Хопкинсу, а Бандерас стал Алехандро Мурьетой – братом того самого Хоакина, «Робин Гуда из Эль-Дорадо».
Дуэт Хопкинса и Бандераса классно подчеркнул свойственную Зорро преемственность: легендарный герой прошлого удаляется в сумрак, освобождая седло для молодежи. Знойный Антонио был одинаково прекрасен в образах бесстрашного бойца и страстного любовника (спасибо Кэтрин Зета-Джонс), Стюарт Уилсон роскошно изобразил скользкого антагониста, калифорнийского губернатора Монтеро, ну а сам фильм одним взмахом шпаги добавил Зорро в хит-парад звезд боевиков 1990-х. Лучше не было и не будет. Сиквел, «Легенда Зорро», всю прелесть оригинала превратил в глупый китч, но авторам хотя бы хватило ума на этом остановиться.
Жан Дюжарден
«Зорро» (2024)
В 2024 году Зорро вернулся аж в двух проектах. На Amazon Prime еще в январе объявился сериал из Испании, где клинок мстителя расчехлил Мигель Бернардо из популярной «Элиты». Этот «Зорро», правда, популярностью похвастаться не мог. Зато сейчас на Paramount+ полным ходом идет «Зорро» французский, вдохновленный сериалом 1950-х с Гаем Уильямсом: продюсер Марк Дюжарден и его брат Жан, знаменитый оскароносный артист, засматривались тем «Зорро» в детстве и мечтали однажды создать свою версию. По словам Марка, Жан намеревался сыграть Зорро и в 20 лет, и в 30, и в 40. Теперь ему 52 – и он наконец дорвался.
Диего де ла Вега здесь – тюфякоподобный отпрыск дона, чья казна опустела, а подданные отбились от рук. Приняв бразды правления Лос-Анджелесом начала XIX века, Диего решает разобраться с проблемами с помощью своего альтер-эго в черной маске. Причем его супруга не в курсе, что муженек – это Зорро. Романтичный герой ей куда больше по душе, чем бесхарактерный благоверный, а того, разумеется, вся ситуация изрядно выводит из себя. Новый «Зорро» – не пародия, но ироничный, расслабленный, подчеркнуто несерьезный взгляд на знакомую историю, и старомодное обаяние Дюжардена ему очень идет. Ничего шедеврального, но, право же, не стоит недооценивать сериал, благодаря которому становится так тепло на сердце.
Зорро в России
Знал ли Александр Сергеевич Пушкин, что персонаж его романа «Дубровский» в далеком XXI столетии объединится в кроссовере с международной поп-культурной легендой? Может, и догадывался, но никому об этом не сказал. А факт остается фактом: в грядущем отечественном сериале Зорро смотает удочки из Калифорнии и отправится в Россию, где его преемником станет не кто иной, как Владимир Дубровский.
Вообще несколько лет назад у нас выходила книжка под названием «Русский Зорро, или Подлинная история благородного разбойника Владимира Дубровского». Однако сериал предложит зрителям оригинальный (возможно, даже слишком) сюжет, который пока известен в самых общих чертах. Дата релиза и фамилии актеров тоже под вопросом. Нам кажется, что на роль Зорро неплохо подошел бы Максим Матвеев. Ну а Дубровский – чем не Роман Васильев?
Комментарии