У подающего надежды фотографа Романа дела идут в гору: его зовут поработать в модный журнал, с симпатичной моделью шуры-муры намечаются, а неприлично богатый дяденька предлагает свою свадьбу в королевском стиле поснимать. Обычно Роман таким не занимается, но 300 тысяч – это аргумент. Внезапно все перспективы улетают в трубу из-за казуса, происшедшего как раз на этой свадьбе. Роману ничего не остается, кроме как вернуться в родную Уфу. А там он встречает старого знакомого из детства, добродушного простака Юру, дворника по профессии. И, внимательно присмотревшись, обнаруживает в нем громадный потенциал. В том числе коммерческий.
Вы, возможно, помните эту историю, которая пару лет назад широко обсуждалась в СМИ и соцсетях. Профессиональный фотограф сделал несколько высокохудожественных снимков своего соседа, дворника Юрия Ветлугина, и разместил их в интернете, снабдив жалостливым отчетом о том, как последнему тяжело живется в силу некоторых его особенностей. В частности – излишней доверчивости. Пост невероятно завирусился, добрые люди стали отправлять бедному дворнику деньги, и тот в одночасье сделался на какое-то время знаменитостью национального масштаба.
История, чего уж там, красивая. Воодушевляет, тонизирует, веру в человечество укрепляет. Так в кино и просится, казалось бы. Чтобы еще больше воодушевлять, тонизировать и укреплять. Однако есть у нее небольшой недостаток: в ней фактически отсутствует какой-либо конфликт. Но это в принципе поправимо. Конфликт ведь всегда можно придумать. Вот создатели фильма «Юра дворник» его и придумали. А заодно кардинально все переиначили, сместив акценты и разбросав повсюду разных клише.
Фильм в итоге получился вовсе не о том, как один человек нестандартным способом и, что немаловажно, совершенно бескорыстно помогает другому человеку, оказавшемуся в незавидном положении. А о том, как один не вполне честный и порядочный товарищ из эгоистических побуждений эксплуатирует другого, обезоруживающе наивного и чистого сердцем.
Это едва не приводит к печальным и непоправимым последствиям. Но все же не вполне честный и порядочный товарищ в конце концов осознает, что поступал нехорошо, и ситуацию исправляет. Отсюда, соответственно, мораль: негоже людей эксплуатировать. Особенно таких уязвимых, как Юра дворник. При этом создатели фильма, по сути, сами его в некотором смысле эксплуатируют. Такое вот любопытное противоречие.
Подобный типовой сюжет, пожалуй, и мог бы сработать, если бы опять же не противоречивость, заложенная в изначальном подходе. Похоже, режиссер Виталий Дудка и сценарист Дмитрий Кирюшкин так и не смогли до конца определиться насчет того, какой должна быть пара главных героев. Такой, чтобы они драму давали, как Том Круз и Дастин Хоффман в «Человеке дождя» (оттуда во многом у «Юры дворника» ноги растут), или же чтобы в качестве дуэта сугубо комического выступали, откалывая примитивные шуточные номера.
В «Юре дворнике» бывает и так и эдак. То, значит, перекрашенный в блондина Денис Власенко в роли фотографа Романа черствого подонка изображает, тогда как Антон Кузнецов в роли Юры, наоборот, старательно выжимает у зрителя слезу. А то этот Юра принимается усердно валять дурака, с выражением произнося слова «сиси» и «попа». И фотограф Роман в такие моменты видится уже в несколько ином, более выгодном свете.
Как бы то ни было, оба героя, к сожалению, чаще вызывают раздражение, чем какие-либо другие эмоции. И не очень-то их взаимодействие воодушевляет, не говоря уже об укреплении веры в человечество. По крайней мере, одно крохотное камео настоящего Юры дворника способно растрогать гораздо сильнее, чем все старания Антона Кузнецова. Весьма одаренного, безусловно, артиста, который в данном конкретном случае как будто не до конца понимает, кого именно ему нужно играть.
Однако в том, наверное, нет его вины. Просто те, кто решили взяться за кино про Юру дворника, не стали толком разбираться, кто такой сам Юра, а заменили ему характер рандомными увлечениями (комнатные растения и «Не родись красивой», почему бы и нет) и превратили в жалкого потешного болвана. Что следует по-хорошему квалифицировать как циничное антигуманное деяние и подобающим образом публично осудить.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…