Российские ромкомы в этом году удивляют необычным смешением жанров: помимо, собственно, романтики и комедии, в них наблюдается зашкаливающее количество сверхъестественных сил. Так, в «Олене» персонаж Кузьмы Сапрыкина страдал не только от завышенного ЧСВ, но и ведьминского проклятия, а музыкант с лицом Романа Евдокимова в «Плагиаторе» неведомым образом переносился в начало 1990-х, чтобы понять кое-что о себе, своих чувствах и отношении к жизни.
И вот пришло время «Сводишь с ума» – дебютной картины Дарьи Лебедевой, в которой герои Милы Ершовой и Юрия Насонова, позарившись на роскошную квартиру в центре Петербурга, с наскока разыграли счастливую супружескую пару, чтобы заполучить заветные ключи. А затем столь же неожиданно устроили друг другу зверскую подставу. Но только для того, чтобы осознать: карма существует. Пространство раздвоилось, не выдержав такой подлости, а зеркало в ванной комнате начало отражать альтернативную реальность, в которой оказался каждый из горемычных квартиросъемщиков.
«Сводишь с ума» нашпигован меткими шутками, а двойная ирония заложена в само название: заслышав голос из зазеркалья, Аня подозревает у себя начальные признаки шизофрении. Предпосылки, надо сказать, имеются: она крутит роман с начальником (Антон Васильев), который «вот-вот разведется с нелюбимой женой». Будучи психологом, тот действенно промыл неопытной девушке мозги, подкрепив результат непомерно романтичными свиданиями и такими наглыми манипуляциями, что иначе как эталонной скотиной назвать его сложно.
В ужас от подобного поведения приходит даже заядлый тусовщик Ваня, меняющий девушек как перчатки. После его вмешательства (выраженного в том числе в полезном совете сменить замки) отношения по разные стороны зеркала заметно теплеют: некогда непримиримые враги в буквальном смысле открывают друг другу глаза на неприятную правду, устраивают пижамные вечеринки с просмотром советских ужастиков и, конечно, меняются к лучшему. Настолько сильно, что, встретив в своих мирах альтернативные версии друг друга, они чувствуют себя весьма подавленно.
Для дебюта «Сводишь с ума» здорово снят: Дарья Лебедева, написавшая сценарий в соавторстве с Олесей Лихачевой, смело перерабатывает жанровые штампы, при этом не отрываясь от реальности, в которой разбитое сердце иногда хочется залить алкоголем, а душевные страдания – заглушить громкой музыкой (плейлист, к слову, замечательный: от «Тима ищет свет» и «Сироткина» до Beautiful Boys и Эдварда Грига).
Неординарны и друзья героев – беременная бунтарка (Надежда Иванова) и наивно-романтичный Фрол (Антон Артемьев в смешной шапочке, совершенно непохожий на персонажа из «Улицы Шекспира»). Хотя основная химия все-таки держится на главной паре: в обоих героях есть необходимый баланс колючести (или колкости – в зависимости от ситуации) и мягкости, который превращает их в идеальных партнеров.
Процесс притирки уморителен – Насонов обладает заразительной харизмой, из-за которой его герою легко простить и чрезмерную легкомысленность, и неуемный креатив. А после того как отношения Ани и Вани ожидаемо перерастают в зазеркальный роман, у артиста заметно расширяется эмоциональный диапазон: едкие выпады и желание позлить оппонента сменяют трогательная беспомощность и почти осязаемое сожаление.
Визуальные приемы тоже разнообразны: во-первых, Петербург здесь показан с незаезженных ракурсов, что добавляет картинке самобытности. Во-вторых, эксперименты с демонстрацией альтернативных реальностей добавляют происходящему динамики, в том числе внутрикадровой. В-третьих, удачный акцент сделан на ярких аксессуарах, которые то и дело норовит прибрать к рукам энергичная соседка по этажу (Любовь Артемьева), будь то желтые кроксы или роскошный халат.
Тщательная работа с цветом и светом создает ламповую атмосферу, которую легко почувствовать через экран. В итоге «Сводишь с ума» правдоподобно, но без надрыва говорит о сердечной боли и смелости, которая требуется, чтобы по-настоящему открыться другому человеку. На этом жизнеутверждающем фоне меркнет и непритязательная заявка на сай-фай, элемент здесь сугубо функциональный, и несколько провисающий к финалу темп.
Единственное, что действительно может расстроить после просмотра, – подспудное понимание, что в реальной жизни такая сказочная история вряд ли возможна. Хотя кто знает.
В кинотеатрах с 9 октября
25 сентября исполняется 105 лет со дня рождения Сергея Бондарчука. Он с детства мечтал стать актером, но прославился в первую…
С 29 сентября по 8 октября в Ульяновске, Самаре, Уфе, Зеленограде и Химках пройдет всероссийский спецпроект Академии кинематографического и театрального…
В Москве состоялась пресс-конференция, посвященная итогам прошедшего сезона и новой заявочной кампании Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска».…
Правительство Москвы утвердило постановление о компенсации затрат на продвижение фильмов, отражающих традиционные духовно-нравственные ценности, а также детско-юношеского контента. Производители, прокатчики,…
Никто не поспорит с тем, что актеры, особенно звездные, – лицо любого фильма и ключевые участники его продвижения. Но нередко…
Трудно найти в российской киноиндустрии столь же уникального артиста со специфичной харизмой, как Александр Баширов. Во всех смыслах народный артист,…