Российские ромкомы в этом году удивляют необычным смешением жанров: помимо, собственно, романтики и комедии, в них наблюдается зашкаливающее количество сверхъестественных сил. Так, в «Олене» персонаж Кузьмы Сапрыкина страдал не только от завышенного ЧСВ, но и ведьминского проклятия, а музыкант с лицом Романа Евдокимова в «Плагиаторе» неведомым образом переносился в начало 1990-х, чтобы понять кое-что о себе, своих чувствах и отношении к жизни.
И вот пришло время «Сводишь с ума» – дебютной картины Дарьи Лебедевой, в которой герои Милы Ершовой и Юрия Насонова, позарившись на роскошную квартиру в центре Петербурга, с наскока разыграли счастливую супружескую пару, чтобы заполучить заветные ключи. А затем столь же неожиданно устроили друг другу зверскую подставу. Но только для того, чтобы осознать: карма существует. Пространство раздвоилось, не выдержав такой подлости, а зеркало в ванной комнате начало отражать альтернативную реальность, в которой оказался каждый из горемычных квартиросъемщиков.
«Сводишь с ума» нашпигован меткими шутками, а двойная ирония заложена в само название: заслышав голос из зазеркалья, Алиса подозревает у себя начальные признаки шизофрении. Предпосылки, надо сказать, имеются: она крутит роман с начальником (Антон Васильев), который «вот-вот разведется с нелюбимой женой». Будучи психологом, тот действенно промыл неопытной девушке мозги, подкрепив результат непомерно романтичными свиданиями и такими наглыми манипуляциями, что иначе как эталонной скотиной назвать его сложно.
В ужас от подобного поведения приходит даже заядлый тусовщик Ваня, меняющий девушек как перчатки. После его вмешательства (выраженного в том числе в полезном совете сменить замки) отношения по разные стороны зеркала заметно теплеют: некогда непримиримые враги в буквальном смысле открывают друг другу глаза на неприятную правду, устраивают пижамные вечеринки с просмотром советских ужастиков и, конечно, меняются к лучшему. Настолько сильно, что, встретив в своих мирах альтернативные версии друг друга, они чувствуют себя весьма подавленно.
Для дебюта «Сводишь с ума» здорово снят: Дарья Лебедева, написавшая сценарий в соавторстве с Олесей Лихачевой, смело перерабатывает жанровые штампы, при этом не отрываясь от реальности, в которой разбитое сердце иногда хочется залить алкоголем, а душевные страдания – заглушить громкой музыкой (плейлист, к слову, замечательный: от «Тима ищет свет» и «Сироткина» до Beautiful Boys и Эдварда Грига).
Неординарны и друзья героев – беременная бунтарка (Надежда Иванова) и наивно-романтичный Фрол (Антон Артемьев в смешной шапочке, совершенно непохожий на персонажа из «Улицы Шекспира»). Хотя основная химия все-таки держится на главной паре: в обоих героях есть необходимый баланс колючести (или колкости – в зависимости от ситуации) и мягкости, который превращает их в идеальных партнеров.
Процесс притирки уморителен – Насонов обладает заразительной харизмой, из-за которой его герою легко простить и чрезмерную легкомысленность, и неуемный креатив. А после того как отношения Алисы и Вани ожидаемо перерастают в зазеркальный роман, у артиста заметно расширяется эмоциональный диапазон: едкие выпады и желание позлить оппонента сменяют трогательная беспомощность и почти осязаемое сожаление.
Визуальные приемы тоже разнообразны: во-первых, Петербург здесь показан с незаезженных ракурсов, что добавляет картинке самобытности. Во-вторых, эксперименты с демонстрацией альтернативных реальностей добавляют происходящему динамики, в том числе внутрикадровой. В-третьих, удачный акцент сделан на ярких аксессуарах, которые то и дело норовит прибрать к рукам энергичная соседка по этажу (Любовь Артемьева), будь то желтые кроксы или роскошный халат.
Тщательная работа с цветом и светом создает ламповую атмосферу, которую легко почувствовать через экран. В итоге «Сводишь с ума» правдоподобно, но без надрыва говорит о сердечной боли и смелости, которая требуется, чтобы по-настоящему открыться другому человеку. На этом жизнеутверждающем фоне меркнет и непритязательная заявка на сай-фай, элемент здесь сугубо функциональный, и несколько провисающий к финалу темп.
Единственное, что действительно может расстроить после просмотра, – подспудное понимание, что в реальной жизни такая сказочная история вряд ли возможна. Хотя кто знает.
В кинотеатрах с 9 октября
На Исторической сцене Малого театра состоялась премьера «Анны Карениной» по одноименному роману Льва Толстого. Сюжет произведения разворачивается вокруг семейной драмы,…
В Сочи с 10 по 17 ноября проходит кинофестиваль «Победили вместе». В конкурсные программы в этот раз вошли 22 документальных…
17–18 февраля 2026 года в рамках медиафорума в Москве пройдет финал конкурса XVII Национальной премии «Большая цифра». Чтобы принять участие в престижном…
Открытая Евразийская кинопремия «Бриллиантовая бабочка» представляет собой мощный импульс к возрождению подлинного кинематографического диалога. Так считает главный редактор журнала «КиноРепортер»…
Ангел низшего звена по имени Гавриил, специализирующийся на предотвращении ДТП, однажды превышает свои полномочия, чтобы спасти заблудшую душу. То есть,…
Главный редактор портала ProfiCinema Нина Ромодановская, кандидат экономических наук, доцент кафедры дистрибьюции и маркетинга продюсерского факультета ВГИК им. Герасимова планирует…