Неожиданные преображения любимых фольклорных героев в красивой зимней сказке.
Петя Виноградов – добрый, умный и отзывчивый десятилетний мальчик, которому остро не хватает внимания и общения. В школе ему не удается найти общий язык со сверстниками. Успехи в учебе вызывают у одноклассников насмешки, а местный хулиган использует любую возможность, чтобы в очередной раз подколоть мальчика. Да и подойти к понравившейся девочке у Пети не хватает смелости. Дома ситуация не лучше: мама отдает все свое время работе психологом, в то время как папа-юрист ведет неравный бой с «эффективным» начальником.
Вот и приходится маленькому герою провести выходные в компании нанятой родителями няни. Только сиделка оказывается самой настоящей Бабой-ягой (Светлана Ходченкова), у которой имеются планы на мальчика. Волшебница убеждает Петю помочь ей вернуть свою легендарную ступу. Артефакт Яги позаимствовал Кощей Бессмертный (Юрий Колокольников), который в наши дни скрывается под личиной Константина Бессмертина, владельца уникального волшебного театра. Туда необычный дуэт и держит путь.

С «Ягой» Александр Войтинский возвращается к прежнему режиссерскому стилю с сочетанием графики и натурных съемок, наложением мифологии и сверхъестественного на нашу действительность и преобладающей атмосферой праздника. Никаких тебе перегруженных сюжетных линий, чересчур растянутого хронометража, нарративной и визуальной шелухи. «Яга на нашу голову» – это концентрированное семейное фэнтези с нотками магического бадди-муви, больше направленное на детскую, нежели взрослую аудиторию.
Ходченкова предстала в неочевидной версии фольклорной старухи-колдуньи, чей отталкивающий образ здесь объясняется наложенным много веков назад заклятием. Опираясь на славянскую мифологию, авторы меняют историю происхождения Яги. По сюжету, героиня изначально была красивой девушкой, которая готовилась к свадьбе со своим избранником. Но злой маг рушит планы пары: Яга жертвует своей внешностью ради любимого, а тот, в свою очередь, не признает в старухе любовь всей своей жизни. Юноша отправляется бродить по свету в поисках ненаглядной, но не находит ее, поэтому его сердце черствеет, и он превращается в Кощея Бессмертного.

Подобное отступление от привычных сказочных мотивов добавляет в историю нетривиальную любовную линию между двумя злодеями. Взаимодействия между седовласой Ходченковой с крючковатым носом и инфернальным Колокольниковым напоминают отношения главных героев «Мистера и миссис Смит»: та же пламенная и безграничная любовь на грани ненависти, сдобренная магическими сражениями и обоюдными подколами. Но без выхода за рамки семейного жанра.
Оба артиста органичны в сказочных образах. Ходченкова добавила Яге неуклюжего «бумерского» очарования, в полной мере раскрывающегося в ее совместных сценах с Петей. В противовес волшебнице – гипнотический Колокольников, предстающий перед нами многогранным злодеем с замашками плута. Пугающий, хладнокровный, жесткий и жестокий, но все же не лишенный положительных качеств.
Сказочным настроением пропитана буквально каждая сцена: от обычного семейного обеда с волшебными яствами Яги до завораживающего спектакля в театре, служат в котором исключительно чародеи и фантастические существа. Они-то и создают всю магию сценического искусства, меняя локации на фоне по щелчку пальцев, летая по всему залу и одаривая публику цветами буквально из воздуха. Отдельно хочется похвалить работу художников по костюмам, создавших уникальные и запоминающиеся фэнтезийные образы.

Без экспериментов с формами тоже не обошлось. Пролог, погружающий зрителей в трагедию влюбленных, стилизован под русскую лаковую миниатюрную живопись. А на фоне звучат проникновенные голоса Ходченковой и Колокольникова и пронзительная фолк-мелодия. Впору выпустить этот опенинг как отдельную анимационную короткометражку!
Самое же главное, что и посыл для подрастающей аудитории у ленты любопытный. Мол, все мы рождаемся с добротой в сердце. И только из-за разного рода обстоятельств души некоторых не выдерживают несчастий и несправедливости бытия. Поэтому и становятся подобные бедолаги злыми Бабками-ежками да Кощеями. Но даже в таких случаях у ратующих за правое дело остаются шансы на то, чтобы вернуть заблудшие души на путь истинный. А как этого добиться? Как учит нас Петя Виноградов, исключительно уважением, лаской и добротой.


Комментарии