Какие эпитеты приходят на ум при мысли о Светлане Ходченковой? Талантливая, успешная, красивая, изящная. Наверное, еще и удачливая. А что она сама думает о себе? «КиноРепортеру» удалось разговорить одну из самых популярных в стране актрис, у которой в сентябре выходит шпионский экшен «Герой», и выведать у нее все о ее сомнениях, страхах и продюсерских амбициях.
— Каждый раз, когда я слышу разговоры о тебе, реакция очень бурная: «О, Ходченкова!» — с придыханием и восторгом.
— Они меня просто плохо знают. (Смеется.)
— Думаешь, незаслуженно?
— Я к себе необъективна, поэтому не могу серьезно и здраво рассуждать на эти темы. Слишком критически к себе отношусь.
— А что может в твоей профессии дать ощущение, что ты состоялся?
— Конечно, успех — очень эфемерная вещь. Кто-то и на одном «Оскаре» не останавливается. И это нормально. Даже похвально — стремиться к большему, к постоянному преодолению себя, к новым открытиям в профессии. Идти по списку: так, у меня есть «Золотой орел» — галочку поставила, я не могу. И ощущения, что я состоялась и чего-то особенного достигла, у меня пока тоже нет. При этом как только о чем-то подумаю, так практически на следующий день могут позвонить и это предложить. Видимо, мне везет.
— Не помню, чтобы ты вообще на что-нибудь жаловалась.
— Бываю недовольна собой, но претензии к самой себе я вряд ли буду озвучивать. Мне правда везет на партнеров, режиссеров, хорошие проекты. Если чего-то не написано и не снято, то мы сами пишем и снимаем, как недавний фильм «У нее другое имя», который я делаю как продюсер, а мой агент Вета Гераськина — как режиссер. Думаю, нет ничего, чего бы мы не могли сделать сами. Ведь рамки у нас в голове. Что касается ролей, тут у меня проблем нет. Хотя, как у любого актера, есть ограничения в плане психофизических возможностей, типажности. Поэтому я могу не подходить на какие-то роли. Но жаловаться на это тоже было бы странно, я же понимаю, как в индустрии все работает.
— Тебя куда-то не взяли?
— Была костюмированная мелодрама «Пассажирка», которую снимал покойный Станислав Говорухин. И мне как девочке очень хотелось в этих костюмах посниматься, а как актрисе — с этим материалом и с этим режиссером поработать. Не сложилось — очень худенькой оказалась для такой корсетной истории. А были проекты, когда меня звали на роль, но я понимала, что мне будет скучно, — такое уже играла. Тогда предлагала режиссеру попробовать себя на другую роль. Даже уговаривала: «Вы просто посмотрите, нет так нет». И мы пробовали, после чего меня утверждали. Так было с «Гороскопом на удачу» и «Пятью невестами».
— Продюсерство поможет избежать таких ситуаций?
— Когда мы написали сценарий фильма «У нее другое имя», мне сразу же захотелось сыграть там. Чтобы эта история не попала ни в чьи руки, я решила ее лично продюсировать. Пусть это будет полностью мой проект — от и до. Сначала я задумывала связать сюжет с танцами. Даже в какой-то момент занималась акробатикой на пилоне. Но в итоге танцы все ушли, история перестала быть спортивной драмой, стала более социальной.
— Речь об обеспеченной женщине, которая бросила ребенка, а спустя годы встретила взрослую дочь?
— Да. Было непросто поместить себя в этот персонаж. Актер должен оправдать поступки своего персонажа, и здесь это далось совсем нелегко. Ведь у меня есть воспитание, установки. Многие мои жизненные принципы совсем не присущи героине фильма. Зато это было интересно вдвойне.
— Говорят, инвесторы видят тебя и сразу достают кошелек.
— (Смеется.) Вот и нет. Допускаю, что у кого-то, может, так и получается. Но не у меня. Мне сложно продавать саму себя, говорить о том, какая я буду в кино и каким замечательным оно получится.
— Насколько ты прагматична и рассудительна?
— Кажется, единственный раз, когда я психанула — это был проект с Сашей Молочниковым «Сбежавшие в Аризону».
— Что значит «психанула»? Вы же договорились, что поедете в Аризону снимать документальную короткометражку про отдых в палатках.
— Нет, он меня просто уговорил сбежать. У меня были дела, съемки, репетиции, и я в какой-то момент все отменила и поехала. Хотя не могу сказать, что мы с Сашей были друзьями. Так, знакомыми.
— Тогда зачем поехала?
— Сменить картинку, выйти из зоны комфорта.
— Почему Аризона, а не Эфиопия, куда Молочников возил сниматься Александра Кузнецова и других артистов?
— За это получил от меня выговор. В Эфиопию ему были нужны, видите ли, «более молодые артисты». Я говорю: конечно, как в Америку по гранд-каньонам прыгать и спать в палатке — так это со Светой, а как красоту снимать, так помоложе найдем. Впрочем, мы сейчас с Сашей уже другой проект делаем — фильм «Скажи ей».
— Там тоже родительская тема?
— Там все замешано на взаимоотношениях мужчины и женщины, мамы и папы, а сын наблюдает со стороны.
— Чем тебя это зацепило?
— Такое я еще не играла. Героиня буквально в каждой сцене на грани потери рассудка. Кажется, на этом фильме я со своей нервной системой и попрощаюсь. А мы только сняли блок в Питере, еще будут съемки в Лос-Анджелесе. Сценарий Саша сам написал. Для него это очень личная история, и я благодарна, что он мне ее доверил.
— Были роли, которые как-то особенно соприкасались с твоей жизнью?
— Обычно я от такого отказываюсь — неинтересно. Мне нравятся более сложные задачи. Например, в «Кратком курсе счастливой жизни» я играла очень уверенную в себе героиню, и мне в ней это очень нравилось. Возможно, мне этого по жизни не хватает. Снимали мы долго, и я порой не выходила из образа даже вне площадки — вела себя нагловато, самоуверенно. Конечно, потом я становилась собой.
— В сентябре выходит «Герой». Что нужно, чтобы сыграть шпионку?
— Хорошая физическая подготовка! Мы там столько бегали, дрались, стреляли — врагу не пожелаешь. Одно дело, когда ты ходишь пару раз в неделю в спортзал на два часа, и совсем другое — тренироваться ежедневно по 12 часов. Для меня это была еще и борьба со страхами. Я боюсь высоты, а там постоянно драки на крышах, прыжки с пятого этажа.
— Все трюки выполняешь сама или отдаешь дублеру?
— Это не я решаю. Режиссер хочет видеть меня на стеклянной крыше, и чтобы я прыгала с какого-то этажа сама — значит, это буду я. Потом, когда мы уже это попробовали, режиссер понял, что в некоторых случаях лучше пусть прыгает дублер. Потому что, приземлившись, я не смогла произнести ни одной реплики без мата.
— Александр Петров то же самое там делает?
— Да, бегает, прыгает, дерется. Мы все в одной упряжке. Было даже весело. Это не стандартный боевик, к которому привык наш зритель. Мы пытались сделать кино с хорошими драматическими линиями, отношениями, за которыми интересно следить.
— А что тебе дал сериал «Домашний арест»?
— Помимо того, что это нетипичная для нашего кино и очень насущная история? Ну, например, то, что не в каждом проекте есть возможность потанцевать на пилоне…
— У тебя прямо страсть к пилону!
— Да, я занималась сначала для роли, потом это переросло в увлечение. Моя героиня в «Домашнем аресте» — бывшая стриптизерша. Я в какой-то момент сказала Семену Слепакову: давайте она вспомнит молодость, напьется, на шест полезет. Написали сцену, я позанималась, мы поставили танец. Правда, оказалось, что съемка на площадке, где присутствует много людей, в том числе мужского пола, — куда менее комфортная вещь, чем репетиции один на один с тренером-девушкой.
— В этом смысле куда сложнее в театре — на глазах у сотен людей, следящих за каждым твоим словом и действием…
— Театр невероятно важен для любого актера, потому что такой практики работы на живого зрителя в кино просто нет. Все должно быть с первого «дубля» — без права на ошибку. Это учит точности.
— Сколько уже ты играешь в антрепризном спектакле «История любви. Комедия ошибок»?
— Уже шестой год пошел. Столько городов объездили с ним! Так часто меняется картинка за окном, что не успеваешь перестроиться. Иногда просыпаешься в гостинице и так: «Стоп, а где я сейчас?» (Смеется.)
— На эту тему есть два замечательных фильма — «Безумные подмостки» и «Упражнения в прекрасном». И в обоих показано, как трансформируется спектакль из раза в раз…
— Ну, это неизбежно! Спектакль же не константное уравнение «дважды два четыре». Это нечто одушевленное, потому что его создают живые люди, у которых каждый день новое настроение, какие-то проблемы. Мы все становимся старше, обретаем новый опыт. А вместе с нами меняется и спектакль.
— Актерство превращает в циника?
— Это циничная профессия в принципе. Посуди сам, ты вызываешь у себя разные эмоции, истерику и хохот, заставляешь себя заплакать, накручиваешь постоянно. Все это очень нездорово. Если не относиться к этому цинично, крыша поедет. Скорее это такой защитный механизм.
— А есть что-то, что делает тебя сентиментальной?
— Не могу сказать, что я сентиментальный человек, и это, наверное, тоже самозащита психики.
— Раньше ты говорила, что тебя трогают детские воспоминания, старые фото.
— Наверное, это и сегодня может вызвать у меня бесконтрольные эмоции. Но я давно не пересматривала фото, ничего не вспоминала. Некогда. Я не из тех, кто живет тем, что было. Настоящее интереснее, чем прошлое.
«Герой» уже в кинотеатрах
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…