Журнал

«Я начинала в лихие времена»: Интервью с Аленой Свиридовой

«Розовый фламинго», «Бедная овечка», «Никто—никогда», «Будет так всегда» — не просто хиты 1990-х. Они давно стали приметой того времени. Но их автор и исполнительница Алена Свиридова актуальна и сегодня. «КиноРепортер» заинтересовался новым витком в творчестве певицы и поговорил с ней не только о музыке, но и о кино.

— Алена, теперь у вас исключительно акустическая программа?

— Когда все ушли в электронную музыку, я, как брат Ленина, решила — пойду другим путем. Просто у меня был какой-то протест. Я очень люблю электронную музыку, но там есть небольшая такая неправда. Можно играть с ней как в кубики — оттуда взял семпл, поставил, ускорил, замедлил… Для меня акустика — другой уровень музыкальной честности. Драйв и энергетика от этого не меняются, но усиливается правильная подача. А еще частоты, которые издают деревянные инструменты, очень приятны для человеческого организма. К тому же, если, например, выключится все электричество, я никак не пострадаю. Смогу играть где угодно — хоть на паперти! (Смеется.)

— То есть вы теперь девушка с гитарой?

— Да. Кстати, очень сложно петь весь концерт под гитару, когда она у тебя не просто для украшения висит, как это часто бывает.

Фото: Иван Куринной; стиль: Светлана Бурховецкая

— В чем разница нынешнего шоу-бизнеса и в 1990-е?

— Если меня спросят, что сейчас нужно, чтобы стать певицей, я отвечу, что не знаю. Сейчас главное продвижение — в соцсетях, а я не могу серьезно к этому относиться. Думаю, если бы мне было 20 лет, я бы с большим энтузиазмом в это углубилась и всякую дурь туда бы транслировала. Но сейчас у меня ее столько просто нет.

— А в 1990-е приходилось платить за ротацию на радио и телевидении?

— Да, на телевидении, но на радио не успели — у меня был очень быстрый взлет. Все это есть до сих пор.

— Нормально ли это?

— За все нужно платить. Но не самому артисту. Обычно все бизнес-схемы проводят звукозаписывающая компания или продюсер. Они покупают исполнителя на каких-то условиях — иногда хороших, иногда плохих. У нас они всегда плохие для артиста. У меня с самого начала с продюсером были скорее дружеские отношения. Наше сотрудничество давно закончилось, а другого у меня больше никогда не было. Когда ты сам себе еще и продюсер, очень сложно отрываться от земли и творить. Получается такая история доктора Джекила и мистера Хайда.

Фото: Иван Куринной; стиль: Светлана Бурховецкая

— Певице нужен продюсер с деньгами и все?

— Деньги нужны, безусловно. Без них ты ничего бы тогда не снял, не записал. Мне повезло, что были спонсоры моего таланта. (Смеется.) Я начинала как певица, мои спонсоры — как бизнесмены, и они с удовольствием давали деньги на искусство. Не требуя отдачи. Тогда у меня были самые крутые и дорогие клипы.

— Клипы на все ваши хиты снимали Михаил Хлебородов и Федор Бондарчук — тогда молодые клипмейкеры, а сейчас уже большие режиссеры…

— Да, и каждый клип был как кино. «Овечку» Федя снимал на крыше «Мосфильма». Он сказал, что это будет очень модно, так и получилось. Но мне съемки дались тяжело. В тот день у меня вылез флюс, и это было очень видно. Потом, когда уже все сняли, получилось незаметно, но тогда мне казалось, что я — ужасный бурундук. Это портило всю малину, потому что я не чувствовала себя уверенно, все время пыталась как-то спрятать одну сторону, мне казалось, что я ужасно некрасива, вся какая-то перекошенная. Но все равно было весело. А «Розовый фламинго», снятый Хлебородовым, вообще получился эпичным. И очень красивым. Работники «Мосфильма» тогда говорили, что не помнят таких масштабных съемок со времен «Сказки о царе Салтане».

— Бассейн, имитирующий лесное озеро, и съемки под водой — на такое наш кинематограф того времени замахнуться не мог!

— Да, это потрясающая работа! Когда я пришла на съемку, меня поразил огромный водоем, целые подземные царства. Единственное, что портило дело, — температура чуть выше нуля. Дело было зимой, снимали двое суток, теплая вода в озере остыла, но актеры все равно ныряли. Я стояла в воде на кирпичах, изо рта шел пар. Меня отпаивали коньяком, иначе я бы не выжила. С особенным нетерпением съемочная группа ждала, когда модель Галина Смирнская появится топлес из воды. (Смеется.) Саксофонист, сквозь толщу воды вырывающийся на свободу, — это попытка души воспарить. Но потом появляется акулья тень, и понимаешь, что вырваться не удастся. Тогда было неочевидно, востребована ли такая неформатная музыка. Но благодаря видео ее услышали все. А вот мой самый первый клип «Никто—никогда» зрители запомнили как «клип с Верником, собаками и какой-то поющей девочкой». (Смеется.)

— А выступать для «малиновых пиджаков» приходилось?

— Было дело. Я начинала в лихие времена, мы работали в клубах, где собирался такой контингент. Например, в «Карусели» на Тверской в то время выпивали исключительно бандиты и проститутки. Но мои тонкие лирические песни всегда их пробивали. Мне дарили цветы, игрушки, конфеты и очень трепетно ко мне относились, мол, «если кто-то будет обижать, поможем». Великая сила искусства! Я помню, как один браток ко мне подошел и хотел поцеловать руку. Он знал, что это такой красивый жест по отношению к девушке, но волновался, словно не знал, как себя вести. Крутил-вертел мою руку, но на самом деле это было очень трогательно. Потом у меня был не очень трогательный момент, когда меня пытались прессовать.

— ???

— Позвонили, сказали, что кто-то там давал на мои выступления деньги и теперь этот долг возвращать мне. Я не из пугливых, и с таким пафосом ответила: «У меня такая чистая совесть, какой у вас даже в детском саду не было!» Убийственный аргумент, конечно. (Улыбается.) Представляю, как этот человек это слушал. Пришлось привлечь ребят, которые умели правильно поговорить… В общем, стрелки и разборки. Меня там не было, хотя, если честно, хотелось бы посмотреть это шоу. (Смеется.)

— Вы сказали, что часто ездите на «Кинотавр». Так любите кино?

— Мне очень интересно кино, конечно же, но «Кинотавр» — это такая особая форма развлечения и возможность «сходить налево»: мне иногда очень хочется выйти из своей песочницы и пойти поиграть в чужую для вдохновения. Это очень важно.

— На «Кинотавре» ни одна вечеринка не обходится без «Бедной овечки». Звезды под нее отплясывают и поют так, что весь Сочи слышит.

— Правда? Хотя «Кинотавр» часто посещаю, и в этом году тоже поеду (разговор состоялся до начала эпидемии коронавируса; смотр перенесли на о осень — прим. КР). Я просто не всегда доживаю до того момента, когда народ пускается во все тяжкие. (Смеется.)

— Почему вы окрестили «Овечку» самой дурацкой песней всех времен и народов?

— Ну она, конечно же, дурацкая. Но мне нравится иногда побыть дурочкой. Это очень приятно, когда ты сбрасываешь с себя полностью ответственность, контроль и превращаешься в отвязного ребенка. Думаю, что именно эти эмоции люди и считывают. И когда хотят тоже оторваться, то выбирают эту песню.

— Ваш хит «Розовый фламинго» тоже любят петь в караоке…

— Как у нас говорят: «В караоке поет тот, у кого концертов мало». Я в такие заведения не хожу, потому что там стоит рев, как у медведей на случке.

— В 1990-е все слушали попсу и рок, теперь популярен рэп. Ваши сыновья его слушают?

— Да, им нравится.

— А вы?

— На самом деле я благодарна нашим рэперам за то, что они вернули русскому языку статус великого и могучего в поп-культуре. Рок-музыку, к сожалению, на русском петь неудобно.

— Сыновья мечтали стать музыкантами?

— Нет, старший Василий у меня айтишник. А младший Георгий учится в школе с театральным уклоном. Хочет стать актером, режиссером. У него осталось два последних класса, потом он хочет поступать в ГИТИС. Но актерская профессия тяжелая, зависимая. Для мужика — вообще труба, поэтому я рада, что он занимается этим сейчас. Если поймет, что актерство не для него, успеет наиграться и соскочить. Иначе будет нести этот тяжелый крест.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

3 часа назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…

18 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

19 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

21 час назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

23 часа назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

1 день назад