Вы ощущаете себя победителем?
— Еще каким! Иначе я вам был бы неинтересен, и миллионы людей меня бы не знали. Так что я победитель – с самых малых лет, с детского садика. Даже приобретение мечты – уже победа. Удержать эту мечту в себе – дважды победа, а уж реализовать ее… Ну что вы, я Юпитер!
Но у вас, как у каждого, в жизни были и поражения. Как с этим справляться?
— Если бы не было теневой стороны жизни, мы бы не знали, что такое свет. К поражениям нужно относиться так же мудро, как и к победам. Но это трудно. Я еще юным понимал выражение: «Если бы юность умела, если бы старость могла». Несмотря на то, что считаю себя и благополучным, и состоявшимся, и счастливым, и реализованным. Одновременно чувствую усталость, задумчивость совсем другого порядка. Не могу избавиться от каких-то странных ожиданий. Иногда, размышляя о каких-то вещах, которые со мной уже произошли, думаю: «Эх, пораньше бы»…
Некоторые считают вас гением лицедейства.
— Первый раз слышу, но это приятно. Есть другое слово – притворство, казалось бы, бытовое и не имеет к искусству отношения. Но это так. Игра – вот и все. Я и в детстве играл разных персонажей, верил в сказки и сны. И эта вера, возможно, и породила во мне фантазию о каком-то другом мире, которого не было вокруг меня. А потом заигрался в эти игры.
Прославившись благодаря кинематографу, свое отношение к театру не изменили?
— Театр всегда любил и люблю. Но раньше я стремился к результату, не любил репетиции, считал, что это какое-то занудное занятие. Сегодня их обожаю – это право на ошибку, на глупость, дурашливость, все безудержное в твоем поведении. Потому что потом можно все это оставить за дверью, а взять только необходимое для спектакля – то, что принесешь в зал. В результате выходит, что взрослый человек получает право на детскую игру. И не стыдно, и не страшно, если скажут, что ты чокнутый. Но я-то знаю, что я игрок.
Всем понятно определение «профессионал». А что такое актер-профессионал?
— Знаток. Человек поиска. Человек бесстыдный. Человек, который знает свой предмет. Он ученый в своем деле. В каждой профессии есть свои правила, закончики, какие-то знаки, символы, секреты, тайны. И чем больше я их познаю и раскрываю, тем больше я профессионал.
У вас такое разнообразие ролей в кино – от бандитов до императоров. А какая из театральных ролей дорога?
— Очень тяжелая для меня работа в спектакле «Улыбнись нам, Господи» Римаса Туминаса в Театре им. Вахтангова. В том числе и физически. Но я дорожу ею как неким чудом. Римас подарил мне чудо, которое я реализовал. А когда только предложил, я ахнул – какая история, в какой компании!.. Мне, русскому человеку, плешивому, невидному, предлагают масштабную философскую роль старика-путника Авнера Розенталя. Показалось, что я несу образ целого народа еврейского. Мечтая быть артистом, я и не предполагал, что буду играть царей, вождей и политических деятелей. Вот это чудо. И когда я это осознаю, тогда и соглашаюсь, что талантлив. Думал, что буду играть только каких-нибудь Акакия Акакиевича и Льва Гурыча Синичкина.
Вы часто оправдываете своих героев, даже если по роли их надо обвинять?
— Сыграть кого-то плохим, это штамп. Вопрос: зачем его автор таким написал, зачем он здесь нужен, такой плохой? Вот я читаю свою роль и возмущаюсь: какой подлец, паразит, какой бандит, вот тварь! И зачем же мне это играть? Но ведь его так написали, чтобы было противостояние чему-то хорошему. Отвратительный поступок – это результат некоего пути. Вот я и хочу рассказать о пути, а не о поступке. В обычной жизни я не оправдываю людей, совершивших гадость, подлость, преступление. Но на сцене я должен вызывать у вас любопытство. В этом и есть мое достижение.
Как складываются сегодня отношения с кино?
— Сыграл в фильме-катастрофе «Огонь» про пожарных «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова». Роль у меня небольшая, но хорошая и интересная. Мужичка зовут Акопыч, он всю жизнь летает на вертолете. Так рад, что меня туда позвали, ой как рад. И на вертолете налетался, и страху натерпелся. Это масштабное кино, там букет звезд. И мне нравится все, я буквально купаюсь в роли.
Вопрос Сухорукову – человеку и памятнику. Не приходит в голову: стоит моя скульптура в родном городе Орехово-Зуево – надо этому соответствовать?
— Я соответствую. И говорю всем: помирать поеду в Орехово-Зуево. Это моя родина. Я там единственный народный артист России – фабричный пацан из казарм пробился. Конечно, были и падения, и ошибки, и грехи, слава Богу, не преступления. И опять-таки победа в том, что я выныриваю из мутной воды и опять несусь к вершинам. И все эти вершины они и орехово-зуевские. Когда открывали скульптуру, где Сухоруков сидит на скамейке и глядит вдаль, я сказал, что это не мне памятник, и не лукавил. Это памятник моему поколению, которое мечтало.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…