Сериалы

«Иные»: Посредственное фэнтези, но знаковое для индустрии событие

Жарким летним днем 1940 года в Ленинграде происходит странное событие: юная швея непроизвольно высвобождает свою внутреннюю разрушительную суперсилу, переворачивая грузовик и нанося ранения оказавшимся поблизости гражданам. Сотрудники компетентных органов сдают опасную для общества барышню на опыты в специальную лабораторию, откуда вскоре ее похищает и увозит к себе на родину немецкий злодей Нойманн. Помочь ей может лишь храбрый следователь Лихолетов, ветеран гражданской войны в Испании, который с Нойманном уже как-то раз сталкивался. Но вот беда – все вокруг считают его сумасшедшим.

Сериал «Иные» интересен в первую очередь не столько сам по себе (сам по себе он не особо интересен, но об этом позже), сколько как часть медиафраншизы, сооружаемой в рамках так называемой экосистемы «Яндекса». То есть это не экранизация одноименной книги, как можно было бы подумать, а составной элемент синтетической структуры, сконструированной с конкретной целью – увеличить число подписчиков ряда конкретных сервисов, в упомянутую экосистему входящих.

Если попытаться воспроизвести цепочку событий, которые привели к появлению сериала «Иные», по имеющимся в открытом доступе данным, то получится приблизительно следующая картина. Сначала кому-то – не так уж важно, кому – пришла в голову блестящая идея: забабахать фэнтези-вселенную про людей со сверхспособностями в антураже СССР и Германии 1940-х. Далее идея конвертировалась в сценарий. Потом писательнице Александре Яковлевой, сделавшей себе умеренно громкое имя как раз на условно детском фэнтези, вдохновленном во многом фольклором малых народов России, поручили переработать сценарий в роман.

Напечатало книгу крупнейшее в стране издательство. В электронном виде ее распространением занималась соответствующего профиля онлайн-платформа, напрямую связанная с «Яндексом». Аудиоверсию начитала специально для той же платформы популярная исполнительница. С такой мощной поддержкой по всем фронтам роман, как вы понимаете, заранее был обречен стать бестселлером, вне зависимости от содержания. Которое, объективно говоря, довольно среднее. Не прямо плохо, но и ничего выдающегося. Заурядное развлекательное чтиво слегка повышенной фривольности для девочек пубертатного и постпубертатного возраста.

«Ладони обжигали кожу сквозь тонкую блузку. Они скользнули вниз по плечам, опалили грудь, крепко, почти до боли, сжали. Аня охнула, чувствуя, как обмякает и плавится, выгибаясь навстречу его пальцам и губам» – такого это плана проза в основном.

Притом что действие разворачивается преимущественно в частном учебном заведении наподобие Хогвартса, только для юных нацистов. Тогда как магистральный сюжет представляет собой вариацию классической истории о томящейся в замке принцессе, которую охраняет коварный дракон, и об отважном рыцаре, который отправляется ее спасать.

Производство сериала доверили курировать многоопытной Александре Ремизовой, но почему-то как будто забыли на него подобающую сумму денег выделить. Из-за чего персонажи вынуждены тесниться в душных интерьерах, а зрители – наблюдать скверные спецэффекты и столь же скверную игру исполнителей главных ролей: Илья Маланин вместо отчаянно целеустремленного правильного чекиста изображает какую-то жалкую размазню, а Ирина Мартыненко вовсе похожа на заморенную голодом Кристен Стюарт.

Зато Вольфганг Черни выдает отменного фашиста-бармалея (с голосом Максима Матвеева), практически не напрягаясь. Линде Лапиньш очень к лицу роль железной немецкой фрейлейн. Николай Фоменко с усами в роли сурового жестокого энкавэдэшника тоже хорош. Встречаются, в общем, позитивные моменты. Нечасто, но все же. Тем не менее в целом сериал смотрится удручающе бедно с учетом предполагаемого размаха. Дополнительно ситуацию усугубляет сумбурное повествование. Стало быть, налицо все основания сомневаться в потенциальном успехе.

«Фандорин. Азазель» вон тоже, наверное, задумывался как отправная точка для чего-то долгоиграющего, но в итоге вышел таким неказистым и словно бы недоделанным, что продолжение приключений Эраста Фандорина в современной альтернативной реальности мы вряд ли увидим. По крайней мере, спустя год после премьеры о продлении не слышно. И причина этого, что характерно, не объявление автора книги иноагентом, а ровно та же: замысел – на рубль, реализация – на копейку. Как видим, тот опыт никого ничему не научил. Впрочем, нам-то какая печаль.

Так или иначе, именно как комплексный проект (там же еще, кстати, комикс вскоре должен выйти), «Иные» – знаковое событие, которое может породить новую тенденцию и повлечь за собой коренные изменения в области производства и потребления контента. Ведь экосистемы, аналогичные «Яндекс Плюс», со встроенными подписными стриминговыми платформами, нынче имеются у многих крупных российских корпораций. Так что резонно ожидать в будущем возникновение медиафраншиз, развиваемых параллельно через несколько взаимосвязанных сервисов.

Другое дело, что искусственно создать на пустом месте жизнеспособную медиафраншизу до сих пор мало кому удавалось. Однако в любом случае поглядеть на новый виток эволюции массовой культуры будет любопытно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

6 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

8 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

9 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

12 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

14 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

17 часов назад