Разбираемся, откуда в Ленинграде 1940-го взялись люди-икс и к чему это в обозримом будущем может привести.
Жарким летним днем 1940 года в Ленинграде происходит странное событие: юная швея непроизвольно высвобождает свою внутреннюю разрушительную суперсилу, переворачивая грузовик и нанося ранения оказавшимся поблизости гражданам. Сотрудники компетентных органов сдают опасную для общества барышню на опыты в специальную лабораторию, откуда вскоре ее похищает и увозит к себе на родину немецкий злодей Нойманн. Помочь ей может лишь храбрый следователь Лихолетов, ветеран гражданской войны в Испании, который с Нойманном уже как-то раз сталкивался. Но вот беда – все вокруг считают его сумасшедшим.
Сериал «Иные» интересен в первую очередь не столько сам по себе (сам по себе он не особо интересен, но об этом позже), сколько как часть медиафраншизы, сооружаемой в рамках так называемой экосистемы «Яндекса». То есть это не экранизация одноименной книги, как можно было бы подумать, а составной элемент синтетической структуры, сконструированной с конкретной целью – увеличить число подписчиков ряда конкретных сервисов, в упомянутую экосистему входящих.
Если попытаться воспроизвести цепочку событий, которые привели к появлению сериала «Иные», по имеющимся в открытом доступе данным, то получится приблизительно следующая картина. Сначала кому-то – не так уж важно, кому – пришла в голову блестящая идея: забабахать фэнтези-вселенную про людей со сверхспособностями в антураже СССР и Германии 1940-х. Далее идея конвертировалась в сценарий. Потом писательнице Александре Яковлевой, сделавшей себе умеренно громкое имя как раз на условно детском фэнтези, вдохновленном во многом фольклором малых народов России, поручили переработать сценарий в роман.
Напечатало книгу крупнейшее в стране издательство. В электронном виде ее распространением занималась соответствующего профиля онлайн-платформа, напрямую связанная с «Яндексом». Аудиоверсию начитала специально для той же платформы популярная исполнительница. С такой мощной поддержкой по всем фронтам роман, как вы понимаете, заранее был обречен стать бестселлером, вне зависимости от содержания. Которое, объективно говоря, довольно среднее. Не прямо плохо, но и ничего выдающегося. Заурядное развлекательное чтиво слегка повышенной фривольности для девочек пубертатного и постпубертатного возраста.
«Ладони обжигали кожу сквозь тонкую блузку. Они скользнули вниз по плечам, опалили грудь, крепко, почти до боли, сжали. Аня охнула, чувствуя, как обмякает и плавится, выгибаясь навстречу его пальцам и губам» – такого это плана проза в основном.
Притом что действие разворачивается преимущественно в частном учебном заведении наподобие Хогвартса, только для юных нацистов. Тогда как магистральный сюжет представляет собой вариацию классической истории о томящейся в замке принцессе, которую охраняет коварный дракон, и об отважном рыцаре, который отправляется ее спасать.
Производство сериала доверили курировать многоопытной Александре Ремизовой, но почему-то как будто забыли на него подобающую сумму денег выделить. Из-за чего персонажи вынуждены тесниться в душных интерьерах, а зрители – наблюдать скверные спецэффекты и столь же скверную игру исполнителей главных ролей: Илья Маланин вместо отчаянно целеустремленного правильного чекиста изображает какую-то жалкую размазню, а Ирина Мартыненко вовсе похожа на заморенную голодом Кристен Стюарт.
Зато Вольфганг Черни выдает отменного фашиста-бармалея (с голосом Максима Матвеева), практически не напрягаясь. Линде Лапиньш очень к лицу роль железной немецкой фрейлейн. Николай Фоменко с усами в роли сурового жестокого энкавэдэшника тоже хорош. Встречаются, в общем, позитивные моменты. Нечасто, но все же. Тем не менее в целом сериал смотрится удручающе бедно с учетом предполагаемого размаха. Дополнительно ситуацию усугубляет сумбурное повествование. Стало быть, налицо все основания сомневаться в потенциальном успехе.
«Фандорин. Азазель» вон тоже, наверное, задумывался как отправная точка для чего-то долгоиграющего, но в итоге вышел таким неказистым и словно бы недоделанным, что продолжение приключений Эраста Фандорина в современной альтернативной реальности мы вряд ли увидим. По крайней мере, спустя год после премьеры о продлении не слышно. И причина этого, что характерно, не объявление автора книги иноагентом, а ровно та же: замысел – на рубль, реализация – на копейку. Как видим, тот опыт никого ничему не научил. Впрочем, нам-то какая печаль.
Так или иначе, именно как комплексный проект (там же еще, кстати, комикс вскоре должен выйти), «Иные» – знаковое событие, которое может породить новую тенденцию и повлечь за собой коренные изменения в области производства и потребления контента. Ведь экосистемы, аналогичные «Яндекс Плюс», со встроенными подписными стриминговыми платформами, нынче имеются у многих крупных российских корпораций. Так что резонно ожидать в будущем возникновение медиафраншиз, развиваемых параллельно через несколько взаимосвязанных сервисов.
Другое дело, что искусственно создать на пустом месте жизнеспособную медиафраншизу до сих пор мало кому удавалось. Однако в любом случае поглядеть на новый виток эволюции массовой культуры будет любопытно.
Комментарии