Удивительные судьбы псов-актеров из наших любимых фильмов.
Лучшее, что есть на свете, – это собаки. Которые частенько выбирают творческую профессию и снимаются в кино с не меньшим энтузиазмом, чем их двуногие коллеги. Сенбернар Крис из «Бетховена», джек-рассел Макс из «Маски» и прочие лохматые звезды влюбили в себя немало детей и их родителей. Но мы расскажем вам не о голливудских моськах, а о прелестных собаках-актерах исключительно из советских и российских картин. С такими расчудесными мордахами самый пасмурный день гарантированно станет теплее!
Брех / «Пес Барбос и необычайный кросс» (1961)
Имя собачки недаром вынесено в заголовок знаменитой комедии Леонида Гайдая. Именно хвостатый фанат палочек преследует Труса, Балбеса и Бывалого, сжимая в зубах корягу с привязанной к ней динамитной шашкой. В кадре собакевич носится шустро и целеустремленно, но на съемках цирковая дворняга по кличке Брех постоянно отвлекалась, то убегая не в ту сторону, то палку выплевывая. Из-за этого одни и те же сцены приходилось гонять по кругу, что выводило из себя Евгения Моргунова. Вообще Гайдай старался снимать актеров и собаку отдельно, но и в кадре, и за кадром они все равно пересекались. Брех Моргунова невзлюбил и разок даже попытался цапнуть, а уважаемый артист, по слухам, после съемок поклялся его придушить.
Гайдай, тем не менее, планировал взять Бреха и в «Самогонщиков». Однако при очередной встрече с Моргуновым пес облаял его благим матом, да и змеевик самогонного аппарата он с трудом поднимал. Пришлось заменить Бреха овчаркой Рексом, принадлежавшей ветродуйщику. И та – что бы вы думали? – первым делом тоже облаяла Моргунова! Тот с возмущением заявлял, что Брех, дескать, настроил Рекса против него. Спустя несколько лет на съемках «Кавказской пленницы» Моргунов поссорился и с Гайдаем. А Брех после «Барбоса» завершил короткую, но яркую карьеру киноактера и вернулся в цирк, где продолжил радовать публику.
Дейк / «Ко мне, Мухтар!» (1964)
Конечно, в хите советского проката о дружбе овчарки и лейтенанта милиции замечательно сыграл Юрий Никулин. Который регулярно посещал специальный питомник, где занимаются со служебными псами, и бывал на выездах с кинологами – словом, активно вживался в роль. Но не менее (если не более) важной задачей было утверждение лохматого артиста на роль отважного Мухтара. Сперва эти обязанности делили три овчарки из милицейского питомника. Но на съемках эпизода со снежной бурей они так пугались ветродуев, создававших эффект метели, что теряли голову и напрочь игнорировали команды. Хотя при работе над другой сценой, где требовалось обезвредить рецидивиста в исполнении Льва Дурова, один из этих псов, Байкал, старался так усердно, что дрессировщики еле его оттащили (на ноге Дурова «на память» остался шрам).
Замена нашлась оперативно. На «Мосфильм» пришло письмо одного энтузиаста, который предлагал съемочной группе услуги своего пса Дейка. Названного в честь художника Антониса ван Дейка. После одобрения кинолога и обкашливания административных вопросиков (с начальством хозяина Дейка договаривался сам Никулин) Мухтар был наконец найден. Пес и его владелец жили у Никулина и на площадке тоже трудились бок о бок. Хозяин незаметно давал Дейку команды, а тот незамедлительно их выполнял. Если Мухтару следовало рычать, рядом с ним клали какой-нибудь предмет и велели: «Охраняй». Поэтому, при всей симпатии к Никулину, Дейк тут же принимался ворчать, едва актер к нему приближался. Хотя они души друг в друге не чаяли – каждое утро пес будил Юрия, чтобы тот шел с ним гулять.
На съемках сцены с Мухтаром в операционной Дейк несколько раз подряд правдоподобно изображал «умирание», а позднее вместе с киношниками сидел в просмотровой и не сводил с экрана понимающих глаз. Все в группе относились к псу с уважением – никто не пытался гладить его или тискать. Собак-предшественников Дейка причем никто не выгонял – они снимались, когда звезде требовался отдых. После сногсшибательного успеха картины кличка Мухтар звучала в каждом советском дворе. А умницы Дейка не стало через три года. «У него остался сын, тоже Дейк. Я его никогда не видел, но Михаил Длигач (хозяин – КР) писал мне, что он очень похож на отца», – свидетельствовал Юрий Никулин.
Стив / «Белый Бим Черное ухо» (1976)
В душераздирающей драме Станислава Ростоцкого главные роли достались Вячеславу Тихонову и английскому сеттеру по кличке Стив. Строго говоря, Бим из повести Гавриила Троепольского являлся шотландским сеттером-альбиносом. Но эта порода была в принципе редкой в СССР, а учитывая требования по части актерских навыков, поиск идеального кандидата превращался в невыполнимую миссию. Хозяин Стива, на площадке ласково переименованного в Степку, преспокойно сдал его в аренду. Они с Тихоновым мигом подружились – вместе гуляли и ездили на охоту. В кадре эта связь очевидна, поскольку собака смотрит на того, кого считает своим хозяином и товарищем, а не куда-то в сторону, где сидит дрессировщик.
Стив-Степка так блестяще выполнял режиссерские указания, что Ростоцкий шутил (или не шутил), будто четырехлапый артист читает сценарий – и все понимает. К сожалению, реальный владелец Стива энтузиазма киношников не разделял. Съемки продолжались полтора года, и за это время он ни разу не проведал своего пса. Несмотря на симпатию к Тихонову, Стив тосковал, поэтому экранная грусть Бима абсолютно естественна. Когда работа над «Черным ухом» подошла к концу, хозяин даже не удосужился забрать песеля. Кинологу пришлось возвращать его самостоятельно. Хозяин был от этого не в восторге: у него вроде как началась новая жизнь. В которой собаке не нашлось места. Вскоре пес попал в питомник и там скончался. Хотя ничем не болел. И до старости ему было далеко.
Чингиз / «Приключения Электроника» (1979)
У мальчика-робота Электроника из прославленной фантастики Константина Бромберга был робопес по прозвищу Рэсси, что расшифровывается как Редчайшая Электронная Совершенная Собака И так далее. По сути, Рэсси – ожившая плюшевая игрушка. И лучше всего для подобного статуса подошел эрдельтерьер Чингиз, восьмилетний добряк, которого порекомендовала дрессировщица Лидия Острецова. «Это был не пес, а сказка!» – вспоминал Владимир «Электроник» Торсуев. Чингиз мгновенно поладил со всеми участниками съемочной группы. Особенно, конечно, с детьми, которым он действительно казался чем-то невероятно милым, плюшевым и дружелюбным.
С Чингиза кудесники «Союзмультфильма» слепили игрушку Рэсси, красующуюся в кадре. А сам эрдель на съемках геройствовал и прославился как минимум двумя подвигами. В одном случае, когда снимали сцену погони за злодеем Урри (Николай Караченцов), пес обогнал актеров с оператором и встал посреди дороги, не дав им проехать дальше. Оказалось, что там их поджидала яма. В другом случае Чингиз в компании Яна, мелькавшей в эпизоде немецкой овчарки, отогнал от девушки-студентки мужика, который к ней приставал. Псов выгуливали юные Торсуевы, не придумавшие ничего лучше, кроме как заорать: «Фас!». На следующий год Чингиз снялся в семейной комедии «Жизнь и приключения четырех друзей», а ушел в вечность в возрасте восемнадцати лет – от старости. Такой вот уникальный актер-долгожитель.
Грех и Герцог / «Трое в лодке, не считая собаки» (1979)
И в повести Джерома К. Джерома, и в музыкальной комедии Наума Бирмана, где компания приятелей плыла по речке и попадала в забавные ситуации, важным действующим лицом был фокстерьер Монморанси. Причем Джером собаки не имел и все потешные повадки Монморанси выдумывал, что называется, из головы (питомца он заведет спустя несколько лет после публикации книги). Но в фильме пес, разумеется, присутствовал. Да не в единственном, а сразу в двух экземплярах. Одного фокса-актера звали Герцог. Он безупречно выполнял все установки, однако нравом отличался крайне строптивым. Фокса под номером два, Греха, природа особой сообразительностью не одарила, зато он был покладист и добродушен.
Так, собственно, и вышло, что на крупных планах светился преимущественно Грех, а в трюковых сценах отдувался Герцог. Скалясь в сторону тех, кого он ревновал к своей хозяюшке. Артисты, само собой, предпочитали находиться рядом с Грехом. Хотя Александр Ширвиндт его почему-то невзлюбил. Бытует байка, что актер раз за разом сбрасывал шерстяного компаньона в холодную воду. Но когда тот заболел, Ширвиндт сменил гнев на милость и на свои кровные нанял ветеринара, чтобы тот починил пострадавшего пса. Человек собаке друг, по-другому никак.
Карай / «Собачье сердце» (1988)
Для фильма Владимира Бортко по мотивам повести Михаила Булгакова горячий кастинг шел на все ведущие роли – и профессора Преображенского, и Шарикова, и, собственно, бродячего пса Шарика. Первая досталась Евгению Евстигнееву, вторая – Владимиру Толоконникову, ну а третья – дворняге по кличке Карай, которая на кастинге обошла не один десяток конкурентов. Обаятельный пятилетний пес раньше служил в милиции, поучаствовал в 38 задержаниях и покорил Бортко не только колоритной внешностью (одно ухо стояло, другое висело), но и незаурядным интеллектом. «Он разве что по-французски не говорил», – восхищался режиссер.
Дрессировщица Елена Никифорова когда-то нашла Карая на улице. Типичным двортерьером ему и требовалось выглядеть, да вот беда: проведя годы в квартире, в тепле и заботе, он стал уж слишком ухоженным. Дабы придать псу беспризорный вид, его шерсть вымазали желатином, а с помощью красной краски создали иллюзию того, что бок обварен кипятком. В отличие от собак со съемок «Ко мне, Мухтар!», Карай не боялся ветродуя, большинство сцен отыгрывал с первого раза, а с Евстигнеевым у него сложилась настоящая, как говорится, химия. Толоконников, на площадке с псом не пересекавшийся, специально приходил проведать его – как своего «предшественника».
На съемках эпизода, где Шарик должен на лету подхватывать колбасу, бедолагу Карая чуть не закормили вкусняшками, но он с честью справился со столь сложной задачей: дубль за дублем лакомиться колбаской. В итоге, правда, ему это надоело, и он начал ее выплевывать. После «Собачьего сердца» Карай снялся еще в нескольких проектах, пусть и не особо известных, но прожить долгую жизнь ему, увы, было не суждено. В 1990 году славная дворняжка умерла от отравления.
Айса / франшиза «Елки»
Советские собаки-актеры не могли похвастаться бездной ролей. А вот лохматые артисты из России снимаются с завидной регулярностью, не покладая лап. Взять хотя бы Айсу, умнейшую и чудеснейшую бордер-колли, которая вкалывала на площадке с пяти месяцев и появилась в десятках проектов. Звездный час собачки пробил в «Елках», где она сыграла дворнягу Пирата. Дрессировщица Александра Степанова рассказывала, что Айса, как истинный трудоголик, всегда рвалась на площадку (ее рабочий день составлял шесть часов), сама исполняла непростые трюки, а в 2015 году обзавелась сольником: события «Елок лохматых» выстроены вокруг отношений Пирата и Йоко – кавалер-кинг-чарльз-спаниеля.
У Айсы и Фэмми (Йоко) имелись не только персональные автомобили, на которых их привозили на съемки, но и стилисты, и полноценные райдеры. Где прописывался, в частности, набор игрушек и вкусняшек, нужный для выхода на площадку. Взаимодействовать с собаками позволялось лишь тем актерам, которые делали это по сюжету. Остальным же – ни-ни: иначе можно было испортить положенный настрой. Сейчас Айсе 15 – пару лет назад она официально ушла на заслуженную пенсию. Однако успела засветиться в «Этерне» вместе со своей внучкой Шани, а также новошотландским ретривером Инди (он же Лореви Даймонд Индиана), звездой аж сорока фильмов.
Комментарии