Рецензии

Marvel, но не совсем: 5 причин смотреть комикс «Ночной оборотень» в духе 1930-х

В начале месяца киновселенная Marvel разжилась первым специальным выпуском – короткой историей про проклятую охоту на таинственный и сверхмощный артефакт (и зловещего монстра в придачу). Премьера фильма «Ночной оборотень» прошла относительно тихо, но к Хеллоуину у стилизации под хорроры 1930-х явно откроется второе дыхание. И сейчас мы расскажем почему.

1. Хронометраж

События специального выпуска «Ночной оборотень» разворачиваются в вечер церемониальной охоты: в громадном поместье почившего истребителя нечисти собираются его коллеги – лучшие из лучших, включая блудную дочь Эльзу. Пока другие меряются количеством убитых монстров, а Эльза отбивается от нападок мачехи, выясняется, что самый искусный охотник в комнате – это Джек Рассел (Гаэль Гарсиа Берналь), который старается остаться незамеченным. Игрокам необходимо поймать таинственного монстра, на спине которого закреплен Бладстоун – могущественный артефакт и символ власти.

Дальше начинается нервный экшен, но при этом театрализованное представление с трупом, сама проклятая охота, междоусобные схватки, выяснение отношений, прописанный в названии сюжетный твист и развязка с оттенком постмодернизма занимают менее часа. Учитывая, что скроено все ладно и динамично, некоторых столь малый хронометраж может только раззадорить: основная претензия пока что звучит как «времени не хватило, хочется еще». С другой стороны, найти необходимое время для просмотра фильма «Ночной оборотень» несложно.

2. Совсем не в духе Marvel

Студия уже давно не радует публику блокбастерами вроде первого «Железного человека» и «Мстителей». А учитывая количество запущенных сериалов, спин-оффов и сольников, герои которых сливаются в единую серую массу и тонут в глубоких водах пресловутого diversity, лучше не станет. И вот тут «Ночной оборотень» ощущается глотком свежего воздуха. Даром что в основе – одноименный комикс, в кадре – универсальные для серии бронированные солдаты с электрошокерами (привет «Локи» и другим сольникам), а в повествование зашито немало пасхалок.

В числе основных, конечно, Бладстоун, который легко спутать с Камнем Бесконечности, контролирующим реальность, – по силе воздействия артефакты действительно схожи. Кроме того, именно «кровавый камень» придает происходящему совершенно новый объем: в черно-белом антураже он излучает не только свет, но и цвет, мгновенно притягивая всеобщее внимание. Жажда обладания поглощает всех участников гонки – и эта собственническая, ревностная волна ощущается даже через экран.

Происхождение Бладстоуна пока не раскрывается – как и все силы, которыми он наделяет своего владельца. Очевидно, что артефакт губительно влияет на различных монстров, пробуждая в них худшие черты, и при этом оберегает носителя. Но, скорее всего, у корпоративных сценаристов на него большие планы – впереди вся четвертая фаза, где уже нашлось место для браслета Мисс Марвел, Эбонитового клинка и Десяти колец Шан-Чи. 

3. Стилизация

К слову, о diversity, то бишь, разнообразии. Совсем уж против правил создатели проекта идти не рискнули, а потому охотники на нечисть здесь представлены разными полами и расами. Разумеется, в 1930-е, на которые хоррор старательно ссылается, такого быть не могло, а потому воспринимать «Ночного оборотня» стоит как задорный косплей. Участники которого, впрочем, следуют строгим правилам. 

Манера актерской игры и пленочное зерно, искусный грим и нарочитость ритма, визуальные эффекты и очевидные скримеры, игра с тенями и нервная музыка – все это работает на атмосферу. Зрителю буквально не дают выдохнуть: после того как игроки покидают смертоносный лабиринт, начинается часть, в которой фигурируют черепа, кубки, свечи, а также люди в масках и длинных плащах, ведомые особой миссией и жаждой пустить кровь. А ближнему своему или нет – уже не так важно. В общем, азартное напряжение охватывает сразу, а привычные архетипы запускают импульс прямо в бессознательное.

Кстати, в последнее время в адрес Marvel все чаще стали звучать претензии в том, что они не уделяют достаточного внимания жанру хоррора. Похоже, к критике прислушались: «Лунный рыцарь», например, периодически погружает зрителя в пучины экзистенциального ужаса и проводит по закоулкам древних пирамид, где оживают их мрачные обитатели. А второго «Доктора Стрэнджа» и вовсе отдали на откуп Сэму Рэйми, который чуть было не превратил юморной киноскетч в своих «Зловещих мертвецов».

4. Юмор

По ощущениям «Ночной оборотень» ближе всего подбирается к линейке «Темной вселенной» от Universal, которую продюсеры несколько лет назад собирались перезапустить, но как-то сникли после провала «Мумии» с Томом Крузом. А в Marvel эстафету подхватили и сделали основного соперника еще на старте: в специальном выпуске все прекрасно как с ужасом, так и с весельем.

Кстати, примерно такой же трюк в середине нулевых провернули создатели «Ван Хельсинга» – экшен про нечисть с Хью Джекманом умело, хоть иногда и вычурно, балансировал между жанрами, демонстрировал всякие диковинные механизмы и тоже поднимал тему монстров, пытающихся идти против своей природы.

В случае «Ночного оборотня» создатели то и дело пускают в ход шуточки, при этом не стесняясь черного юмора. Помнят они и про принцип мета- и пост-вселенных: разговоры на повышенных тонах при весьма аутентичном сеттинге ведутся в современном стиле, что создает контраст и вызывает противоречивые эмоции, требующие разрядки, а в финале разговор заходит о… примирительных суши.

Наконец, в кустах припрятана парочка роялей, которые благодаря старомодной манере подачи скорее умиляют, чем приводят в недоумение или злят. Да и расправа над злом идет не совсем так, как планировалось изначально, что тешит чувство морального удовлетворения. В общем, guilty pleasure – и даже не на минималках.

5. Гаэль Гарсиа Берналь

Последний по счету, но не по значимости пункт. Гаэль Гарсиа Берналь («Сука-любовь», «Время», «Моцарт в джунглях») бесспорно сделал фильм «Ночной оборотень» лучше – актер отлично вписался в историю про человека (ну, почти), который не ищет лишних неприятностей ни для себя, ни для окружающих. Джек не стремится завладеть Бладстоуном, как остальные, – на смертельное соревнование его приводят совсем иные мотивы. Он не хочет убивать соперников только потому, что того требуют правила, и готов протянуть руку помощи даже тому, кто минуту назад хотел его прикончить.

В общем, персонаж прехорошенький (а этот акцент!), хоть и чуть отстраненный – как говорится, не мы такие, жизнь такая. Плюс ближе к финалу отлично раскрывается его дуальность, а на протяжении всего хронометража настроение поднимают перепалки с близким другом. В качестве этого самого друга – древесный ктулху, умеющий раскладывать пасьянс. Что само по себе прекрасно, согласитесь. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

3 минуты назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

14 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

16 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

17 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

20 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

22 часа назад