Пять причин, по которым не стоит откладывать редкую диковинку в долгий ящик. Даже до Хеллоуина, когда она придется как нельзя кстати.
В начале месяца киновселенная Marvel разжилась первым специальным выпуском – короткой историей про проклятую охоту на таинственный и сверхмощный артефакт (и зловещего монстра в придачу). Премьера фильма «Ночной оборотень» прошла относительно тихо, но к Хеллоуину у стилизации под хорроры 1930-х явно откроется второе дыхание. И сейчас мы расскажем почему.
1. Хронометраж
События специального выпуска «Ночной оборотень» разворачиваются в вечер церемониальной охоты: в громадном поместье почившего истребителя нечисти собираются его коллеги – лучшие из лучших, включая блудную дочь Эльзу. Пока другие меряются количеством убитых монстров, а Эльза отбивается от нападок мачехи, выясняется, что самый искусный охотник в комнате – это Джек Рассел (Гаэль Гарсиа Берналь), который старается остаться незамеченным. Игрокам необходимо поймать таинственного монстра, на спине которого закреплен Бладстоун – могущественный артефакт и символ власти.
Дальше начинается нервный экшен, но при этом театрализованное представление с трупом, сама проклятая охота, междоусобные схватки, выяснение отношений, прописанный в названии сюжетный твист и развязка с оттенком постмодернизма занимают менее часа. Учитывая, что скроено все ладно и динамично, некоторых столь малый хронометраж может только раззадорить: основная претензия пока что звучит как «времени не хватило, хочется еще». С другой стороны, найти необходимое время для просмотра фильма «Ночной оборотень» несложно.
2. Совсем не в духе Marvel
Студия уже давно не радует публику блокбастерами вроде первого «Железного человека» и «Мстителей». А учитывая количество запущенных сериалов, спин-оффов и сольников, герои которых сливаются в единую серую массу и тонут в глубоких водах пресловутого diversity, лучше не станет. И вот тут «Ночной оборотень» ощущается глотком свежего воздуха. Даром что в основе – одноименный комикс, в кадре – универсальные для серии бронированные солдаты с электрошокерами (привет «Локи» и другим сольникам), а в повествование зашито немало пасхалок.
В числе основных, конечно, Бладстоун, который легко спутать с Камнем Бесконечности, контролирующим реальность, – по силе воздействия артефакты действительно схожи. Кроме того, именно «кровавый камень» придает происходящему совершенно новый объем: в черно-белом антураже он излучает не только свет, но и цвет, мгновенно притягивая всеобщее внимание. Жажда обладания поглощает всех участников гонки – и эта собственническая, ревностная волна ощущается даже через экран.
Происхождение Бладстоуна пока не раскрывается – как и все силы, которыми он наделяет своего владельца. Очевидно, что артефакт губительно влияет на различных монстров, пробуждая в них худшие черты, и при этом оберегает носителя. Но, скорее всего, у корпоративных сценаристов на него большие планы – впереди вся четвертая фаза, где уже нашлось место для браслета Мисс Марвел, Эбонитового клинка и Десяти колец Шан-Чи.
3. Стилизация
К слову, о diversity, то бишь, разнообразии. Совсем уж против правил создатели проекта идти не рискнули, а потому охотники на нечисть здесь представлены разными полами и расами. Разумеется, в 1930-е, на которые хоррор старательно ссылается, такого быть не могло, а потому воспринимать «Ночного оборотня» стоит как задорный косплей. Участники которого, впрочем, следуют строгим правилам.
Манера актерской игры и пленочное зерно, искусный грим и нарочитость ритма, визуальные эффекты и очевидные скримеры, игра с тенями и нервная музыка – все это работает на атмосферу. Зрителю буквально не дают выдохнуть: после того как игроки покидают смертоносный лабиринт, начинается часть, в которой фигурируют черепа, кубки, свечи, а также люди в масках и длинных плащах, ведомые особой миссией и жаждой пустить кровь. А ближнему своему или нет – уже не так важно. В общем, азартное напряжение охватывает сразу, а привычные архетипы запускают импульс прямо в бессознательное.
Кстати, в последнее время в адрес Marvel все чаще стали звучать претензии в том, что они не уделяют достаточного внимания жанру хоррора. Похоже, к критике прислушались: «Лунный рыцарь», например, периодически погружает зрителя в пучины экзистенциального ужаса и проводит по закоулкам древних пирамид, где оживают их мрачные обитатели. А второго «Доктора Стрэнджа» и вовсе отдали на откуп Сэму Рэйми, который чуть было не превратил юморной киноскетч в своих «Зловещих мертвецов».
4. Юмор
По ощущениям «Ночной оборотень» ближе всего подбирается к линейке «Темной вселенной» от Universal, которую продюсеры несколько лет назад собирались перезапустить, но как-то сникли после провала «Мумии» с Томом Крузом. А в Marvel эстафету подхватили и сделали основного соперника еще на старте: в специальном выпуске все прекрасно как с ужасом, так и с весельем.
Кстати, примерно такой же трюк в середине нулевых провернули создатели «Ван Хельсинга» – экшен про нечисть с Хью Джекманом умело, хоть иногда и вычурно, балансировал между жанрами, демонстрировал всякие диковинные механизмы и тоже поднимал тему монстров, пытающихся идти против своей природы.
В случае «Ночного оборотня» создатели то и дело пускают в ход шуточки, при этом не стесняясь черного юмора. Помнят они и про принцип мета- и пост-вселенных: разговоры на повышенных тонах при весьма аутентичном сеттинге ведутся в современном стиле, что создает контраст и вызывает противоречивые эмоции, требующие разрядки, а в финале разговор заходит о… примирительных суши.
Наконец, в кустах припрятана парочка роялей, которые благодаря старомодной манере подачи скорее умиляют, чем приводят в недоумение или злят. Да и расправа над злом идет не совсем так, как планировалось изначально, что тешит чувство морального удовлетворения. В общем, guilty pleasure – и даже не на минималках.
5. Гаэль Гарсиа Берналь
Последний по счету, но не по значимости пункт. Гаэль Гарсиа Берналь («Сука-любовь», «Время», «Моцарт в джунглях») бесспорно сделал фильм «Ночной оборотень» лучше – актер отлично вписался в историю про человека (ну, почти), который не ищет лишних неприятностей ни для себя, ни для окружающих. Джек не стремится завладеть Бладстоуном, как остальные, – на смертельное соревнование его приводят совсем иные мотивы. Он не хочет убивать соперников только потому, что того требуют правила, и готов протянуть руку помощи даже тому, кто минуту назад хотел его прикончить.
В общем, персонаж прехорошенький (а этот акцент!), хоть и чуть отстраненный – как говорится, не мы такие, жизнь такая. Плюс ближе к финалу отлично раскрывается его дуальность, а на протяжении всего хронометража настроение поднимают перепалки с близким другом. В качестве этого самого друга – древесный ктулху, умеющий раскладывать пасьянс. Что само по себе прекрасно, согласитесь.
Комментарии