Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Театр > Мать и мать: «Васса» в Театре наций

Мать и мать: «Васса» в Театре наций

19 июня 2025 /
Мать и мать: «Васса» в Театре наций
Фото: Пресс-служба Театра наций/Иван Пономаренко

Герои Горького в атмосфере безумной новогодней вечеринки.

Пока зрители рассаживаются, проекция на занавесе предупреждает: «Исполнительница главной роли Юлия Пересильд опаздывает». Впрочем, заявление это в корне неверно, потому что, как мы знаем, «начальство не опаздывает, а задерживается». А звезда Театра наций тут – безусловное начальство – не только исполнительница роли Вассы Железновой, судовладелицы и матери троих детей, но и руководитель постановки, что бы это ни значило.

Когда же занавес открывается, на сцене предстают декорации двухэтажной гостиной, полной зверей всех мастей. Вернее, не зверей, конечно, а людей в карнавальных костюмах: семейство Железновых–Храповых вместе со своими горничными празднует Новый год. Правда, все уже проголодались, а матери, как и предупреждала надпись на занавесе, все нет.

Фото: пресс-служба Театра наций/Иван Пономаренко

И вот она появляется. Если костюмы на всех в подчеркнуто черно-белых тонах, в которых выдержана вся постановка в целом, то Васса проходит на сцену через весь зрительный зал в лососево-красном, держа в руках охапку пакетов из бутиков и разговаривая по телефону. Из чего можно сделать вывод: «опоздание» – часть спектакля, и это пока и не Васса вовсе, а Юлия. Сейчас она переоденется и станет Вассой…

Что, собственно, и происходит. Закончив слышный даже галерке разговор за кулисами, она выходит к праздничному столу уже в черном платье, автоматически влившись в семейное торжество. Теперь перед нами Васса – надежда и опора двух дочерей 18-летней Натальи (Алесия Некрасова) и 16-летней Людмилы (Александра Ахметзянова), всего дома и целого речного пароходства со всеми его бесчисленными проблемами.

Фото: пресс-служба Театра наций/Иван Пономаренко

Есть у нее еще сын Федор, которого мы не увидим: когда-то он влюбился в революционерку Рашель (Юлия Хлынина) и уехал за границу. Зато с ней остался их сын Коля (Миша Шиманский), живущий в деревне из-за слабого здоровья. У них вообще это семейное: по признанию Вассы, детей у нее было семеро, но вот осталось лишь трое, да и то ненадолго. Как мы вскоре узнаем от нагрянувшей посреди праздника Рашель, Федор очень болен, и шансы на выздоровление невелики.

Эффектное извлечение снохи из футляра контрабаса лишь усугубляет атмосферу конфликта, нависшую над домом, ведь приехала она в надежде забрать сына. Вот только отдавать его Васса решительно не намерена. Что же до конфликта, то претензии есть почти у всех. Недоволен своим положением в семье спивающийся старший брат Вассы Прохор (Виталий Кищенко). Никак не получит прибавку ее верная наперсница Анна (Инна Сухорецкая). Дочери же не в восторге от планов матери на их счет…

Фото: пресс-служба Театра наций/Иван Пономаренко

Несмотря на то что актеры подчеркнуто окают (поволжский говор то появляется, то исчезает), а в речи то и дело проскакивают устаревшие слова, время и место действия не очевидны и, в общем-то, не важны. В спектакле, в основе которого обе редакции «Вассы Железновой» (1910 и 1935 годов) и фрагменты других произведений Максима Горького (в том числе романа «Жизнь Клима Самгина»), художественно переработанные драматургом Константином Стешиком, речь идет о вечных вещах. И прежде всего о материнской любви, принимающей порой форму звериных инстинктов.

«Я – не зверь. Зверь выкормит детеныша, и – беги, сам добывай хлеб себе, как хошь. Хочешь, куриц ешь, хочешь – телят. Конечно, речь идет не о зайцах, а о серьезном зверье. А ты вот своего детеныша на свободную добычу не пускаешь. И я внука своего не пущу», – поясняет Васса в ключевой сцене с Рашель.

Фото: пресс-служба Театра наций/Иван Пономаренко

Можно без труда представить, что героиня Юлии Пересильд – сегодняшняя бизнес-леди, держащая в своей крепкой руке целую компанию и ежедневно решающая массу сложных задач. И при этом остающаяся любящей матерью и хозяйкой большого дома. Ну а героиня Юлии Хлыниной – одна из тех, кто три года назад тихо уехал, побросав все (в том числе и детей), а потом так же тихо вернулся. Вечно всем недовольные, считающие, что хорошо там, где нас нет, были всегда.

Спектакль оставляет ощущение, что роль Рашель в нем куда значимее и больше, чем в горьковской пьесе. Она полноценный антагонист, мы видим схватку двух матерей, и кто выйдет из нее победителем – большой вопрос.

Помимо безусловно ярких актерских работ, купающихся в почти буффонадной атмосфере (один Виталий Кищенко, не вылезающий из костюма медведя, чего стоит!), нельзя не отметить сами наряды авторства известного художника по костюмам Надежды Васильевой («Огниво», «Плевако», «Летучий корабль»).

Фото: пресс-служба Театра наций/Иван Пономаренко

Как и декорации Николая Симонова. В них даже второй этаж вполне функционален, и пока несвятое семейство отмечает внизу Новый год, внимательный зритель может заметить, как одна из горничных моет наверху окна. А в конце спектакля, пролетающего тем более незаметно, что идет он без антракта, Васса, снявшая с себя карнавальный костюм и парик и оставшаяся в одной ночной сорочке, упирается плечом в угол дома, и тот приходит в движение.

Той Вассы, столько лет вот так тянувшей на себе весь дом, больше нет. Как нет в постановке Театра наций и того омерзительного в своей будничности финала, которым Горький припечатал своих героев. Он куда поэтичнее, но от этого не менее страшный. Потому что как было, уже не будет. Никогда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: