Рассказываем, почему экранизацию бестселлера стоит смотреть как самостоятельное произведение.
Зимой 1930-го года татарская крестьянка Зулейха Валиева (Чулпан Хаматова), лишившись мужа и дома, едет в Сибирь с другими раскулаченными — сначала в санях, потом на поезде. К концу нелегкого пути их остается всего 30 человек вместе с комендантом нового поселения Иваном Игнатовым (Евгений Морозов). Оказавшись на берегу суровой Ангары без пищи и крова, крестьяне, интеллигенты, уголовники и еще бог весть знает кто вынуждены бороться за жизнь и доказывать свою значимость жестокому государству.
Татарская писательница Гузель Яхина мечтала о кино с детства и именно поэтому пошла учиться на сценариста в Московскую школу кино. «Зулейха открывает глаза», по сути, текст ее первого учебного полного метра, который впоследствии стал полноценным романом. Историю Яхина придумала, основываясь на рассказах своей бабушки, а весь процесс подготовки к ее написанию занял 2 года.
Сценарное происхождение романа во многом определило его кинематографичность. Критики отмечали монтажное построение композиции, чередование крупных планов, ракурсов, большое внимание к ярким деталям. Сама Гузель никогда не скрывала, что в идеале «Зулейха» должна стать телероманом длиной 6–8 серий. Однако быть автором сценария сериала отказалась, доверившись профессионалам. И, как оказалось, зря.
В проекте «России 1», который на протяжении 67 смен снимали на локациях от Москвы до Урала, маленькая неграмотная 30-летняя крестьянка превратилась в молчаливую женщину средних лет с лицом Чулпан Хаматовой. Сама Яхина желала видеть ее в главной роли. Но при всем уважении к актерскому таланту и благотворительной деятельности, Хаматова — очевидный и самый большой мискаст сериала. Будь она лет на 15 моложе, времен, скажем, «Доктора Живаго» Александра Прошкина, роль Зулейхи стала бы бриллиантом в ее карьере.
Образ главной героини пострадал не только внешне (в книге у Зулейхи зеленые глаза, и это подчеркивается неоднократно, а у Чулпан — карие). Автор в одном из интервью пояснила, что ее роман — «книга о преодолении мифологического сознания», которое для Зулейхи выражается в суевериях и соблюдении законов шариата. К концу она избавляется от каких-либо предрассудков и руководствуется правилами социума, а не религии. В сериале же героиня лишена голоса, в том числе и внутреннего. Поэтому все, чем обрисовывается ее характер — домашние-тираны и унылые вставки с ее четырьмя умершими дочерями, бесцельно топчущими снег. С религиозностью и мифологией почти исчез и татарский колорит: осталась лишь песня в исполнении Дины Гариповой.
Впрочем, «Зулейха открывает глаза» — типичная экранизация бестселлера, которую в пух и прах разнесут поклонники первоисточника. Небольшие правки сюжета сомнительны в своей необходимости. Тогда как серьезные отклонения от канона иногда объяснимы, но тоже весьма спорны. Взять хотя бы линию Настасьи (Юлия Пересильд), любовницы коменданта Игнатова, которую авторы используют для искусственного создания любовного треугольника, в оригинале не существовавшего. Словно без мелодрамы телезрители историю о сильной женщине не потянут.
Как и в случае с героиней Пересильд, в сериале несколько расширены арки второстепенных персонажей, что сильно затягивает развитие основного сюжета. Режиссер Егор Анашкин, который на телепродуктах собаку съел, с этим материалом работает неумело, будто пустив все на самотек. Прекрасные актеры Сергей Маковецкий, Роман Мадянов и Александр Баширов предстают в давно разученных амплуа, правда делают это как всегда очень талантливо.
В конечном итоге, даже в отрыве от оригинального произведения, «Зулейха открывает глаза» — очередное «мыло», только на этот раз в декорациях тайги. Но в отличие от традиционных «опер», заставляющих зрителей бежать к экрану снова и снова, сериал Анашкина сюжетными крючками не обладает. За печальной скрипкой, долгими лирическими планами, съедающими экранное время, и плохой цветокоррекцией невозможно разглядеть историю женщины, которая, пройдя через настоящий ад, освободилась от оков и обрела себя.
Комментарии