Кино

Вся история Микки Мауса: От плагиата и забвения до символа злых корпораций

95 лет назад мир впервые познакомился с Микки Маусом, в дальнейшем ставшим одной из самых знаменитых мультяшек в истории анимации. В честь круглой даты «КиноРепортер» рассказывает, зачем кролика заменили мышью, почему Уолт Дисней забыл о герое на 30 лет и что сегодня значит символ из трех черных кружков. 

«Он пришел мне в голову 20 лет назад, когда я ехал на поезде из Манхэттена в Голливуд. В то время наши с братом Роем дела шли очень плохо. Катастрофа, казалось, была не за горами», – писал Уолт Дисней в 1948 году в эссе «Что Микки значит для меня».

История самой популярной анимационной мыши начинается с не самого известного кролика. В 1920-х студия Уолта Диснея и его брата являлась лишь одной из небольших мультипликационных фирм, работавших на киногигантов. В случае с анимационным дуэтом это была Universal Pictures. В 1927 году Дисней вместе с первоклассным мультипликатором Абом Айверксом создали для студии Удачливого кролика Освальда с круглым белым лицом, большим носом-кнопкой и висячими черными ушами. Персонаж удался на славу, и Universal заказала у мультипликаторов серию короткометражек.

Дела у братьев пошли в гору, но продлилось это недолго. В 1928 году Дисней встретился с руководителями студии, чтобы обсудить детали нового контракта. Однако Universal не собиралась торговаться с ним и выдвинула почти ультимативные условия. Студия переманила сотрудников Уолта и сохранила за собой права на Освальда. Диснею же предложили остаться на более низкой зарплате. Разумеется, это его не устроило, и он вместе с преданным Айверксом остался в Disney Bros. Мультипликаторы решили создать собственного персонажа на основе Освальда (зачем заново изобретать велосипед), и в результате на свет появился знакомый всем Микки Маус.

Первым законченным мультфильмом про анимационную мышь стал «Безумный полет», вдохновленный знаменитым авиационным подвигом Чарльза Линдберга, первым в одиночку преодолевшего Атлантический океан. По сюжету, Микки с друзьями-зверушками пытается собрать самолет. Тестовый проказ прошел 15 мая 1928-го и не увенчался успехом. Летом того же года Дисней выпустил второй мультфильм про Микки Мауса «Галопом на страусе», однако и он не пользовался большой популярностью. Один из дистрибьюторов даже сказал Диснею, что никто не знает ни его самого, ни его мышь.

Все изменилось в ноябре 1928 года – студия Уолта выпустила третью ленту «Паровозик Вилли». К тому моменту в кино постепенно начал появляться звук, и Дисней с Айверксом подумали, что именно его не хватает для успеха их творений. Они оказались правы – «Паровозик Вилли» стал настолько известен, что о нем говорили чаще, чем о художественном фильме, перед которым он шел. За двухнедельный прокат Дисней получил рекордную для того времени сумму $1000, ставшую важным средством для поддержания работы его собственной студии.

Нащупав золотую жилу, Дисней принялся стремительно развивать Микки Мауса. Сначала у мыши появился голос (за исключением дебютной работы персонажа озвучивал сам Уолт). Затем ему добавили цвет и изменили характер с хулигана на добряка. А после слегка переработали образ: аниматоры сделали его тело грушевидным, добавили зрачки и фирменные белые перчатки, чуть укоротили нос, чтобы герой выглядел более симпатичным. За создание Микки Мауса Дисней получил один из двух первых «Оскаров» (вторую статуэтку ему вручили в том же 1932-м за «Цветы и деревья»), что еще больше усилило его веру в величие его творения.

Однако Микки требовалось раскрутить. Ценой немалых ресурсов и усилий Уолт запустил маркетинговую машину по продвижению героя в народ. На полках магазинов начали появляться куклы, игрушки, комиксы, часы и прочий мерчендайз, который с большим удовольствием раскупали дети и их родители. Анимационный персонаж стал новой ролевой моделью для многих детишек, что было Диснею только на руку.

К 1937-му студия выпускала в год 9–10 мультфильмов про Микки и его друзей: Минни, Дональда Дака, Гуфи, Плуто и других. Но к 1940-м мышонок начал терять популярность. Одним из последних значимых его появлений на широком экране стала великая диснеевская «Фантазия». Задолго до проекта «Любовь. Смерть. Роботы» Уолт выпустил музыкальный альманах, каждая часть которого была выполнена в собственной стилистике.

К середине 1950-х Микки успел стать частью огромного тематического парка «Диснейлэнд» и обзавестись своим шоу «Клуб Микки Мауса», в дальнейшем запустившим карьеры многих актеров и музыкантов. Однако ушастый герой в белых перчатках проигрывал в популярности другим персонажам студии и даже собственным анимационным товарищам. Дональд Дак благодаря своей фирменной ворчливости нравился зрителям больше, чем добряк Маус. В 1953 году на экраны вышла короткометражка «Простые вещи», после которой анимационная мышь, символ Disney, стоявший у истоков мультипликационной студии, пропал с кинорадаров на 30 лет. Уолт Дисней, поглощенный полнометражными проектами, больше никогда не возвращался к любимому ранее герою.

И хотя Микки Маус все еще появлялся в комиксах, в большую анимацию он вернулся только в 1983 году, с мультфильмом «Рождественская история Микки» по мотивам знаменитой повести Чарльза Диккенса. Визуально мышонок практически не изменился (за исключением отсутствия бровей), но по какой-то причине обрел на экране вторую жизнь. За следующие несколько лет Микки Маус не только вернул прежнюю популярность, но и встал в один ряд с самыми известными анимашками того времени, включая Багза Банни от Warner Bros.

Оба персонажа боролись за любовь и внимание детей, пока они не встретились на экране в культовом фильме Роберта Земекиса «Кто подставил кролика Роджера». Это своеобразное анимационное примирение двух мультипликационных маскотов было срежиссировано буквально по минутам: по условиям соглашения у Микки и Багза должно было быть одинаковое количество экранного времени.

В 1990-е культ вокруг диснеевской мыши расцвел с новой силой. Два полнометражных мультфильма, анимационный сериал, спецвыпуски популярных детских шоу, десятки видеоигр и сотни товаров с узнаваемой символикой в виде трех черных кружков. В России Микки Маус и его друзья занимают особое место в сердцах детишек, родившихся в 1980–90-х. В стране массово появлялась локализованная зарубежная продукция, в том числе анимационная. Ребятишки скупали комиксы и фигурки Микки с его приятелями, а по выходным собирались перед телевизорами, чтобы насладиться мультсериалами в рамках «Дисней-клуба», появившегося на нашем телевидении усилиями легендарного Сергея Супонева.

В нулевые в анимационную индустрию полноценно пришла трехмерная эпоха. В 2004 году Микки впервые предстал перед зрителями в 3D-образе, который на самом деле не очень-то подходил знаменитому мышонку. Двухмерность была более естественной для маскота Disney, поэтому в дальнейшем аниматоры стали реже прибегать к обновленному формату.

Зато в играх трехмерный Микки Маус смотрелся органично. Мышонок вместе с друзьями вошел в ростер персонажей серии Kingdom Hearts, необычный кроссовер произведений компаний Square Enix и Disney. А также стал звездой собственного приключения Epic Mickey, у которого была довольно креативная концепция. В начале нулевых главе Disney Бобу Айгеру предложили идею видеоигры о том, как Микки встречает забытое всеми альтер эго в лице Удачливого кролика Освальда.

Руководителю концепт понравился, но права на персонажа все еще принадлежали NBC Universal. Компании встретились, чтобы обсудить сделку, и в результате анимационного героя обменяли на популярного спортивного комментатора Эла Майклза. Спустя почти 80 лет Освальд вернулся домой, в родной Disney.

В 2010-х компания захотела сделать ребрендинг Микки Мауса, и он, как ни странно, вернулся к своему первоначальному образу эпохи 1930-х. К 80-летию персонажа Disney выпустила аутентичную короткометражку «Конь-огонь» и мультсериал «Микки Маус» со старой стилистикой действующих лиц. В таком виде мышонок и его друзья существуют и по сей день, изредка появляясь на телевидении в классическом облике.

Будучи продуктом собственного плагиата и маркетингового гения Уолта Диснея, Микки вошел в историю не столько как важный мультипликационный персонаж (чей вклад в анимационную индустрию остается незначительным), сколько как успешный бренд, ассоциирующийся с масс-маркетом и крупнейшим развлекательным медиаконгломератом. Например, в Великобритании имя героя используют в негативном ключе, чтобы описать что-то банальное или бесполезное.

Даже создатели «Южного парка», мастера современной сатиры, с помощью Мауса высмеяли корпоративную культуру и, в частности, Disney. В мультсериале персонаж изображен как жадный, сквернословящий и эгоистичный глава компании, прикрывающийся моральными ценностями и принципами ради прибыли.

Так или иначе, Микки Маус за свою 95-летнюю историю окончательно превратился в символ, который у одних ассоциируется с детством, радостью и беззаботной мультипликацией, а у других – с жестоким миром капитализма, бесконечного конвейера и паразитирования на былых заслугах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

7 минут назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

14 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

16 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

18 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

20 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

22 часа назад