В Театре на Трубной дают премьеру о закулисных интригах с Ингой Оболдиной в главной роли.
В Театре на Трубной представили «Все о Еве» – премьеру по пьесе Мэри Орр, выросшей из байки про популярную актрису, вероломно сброшенную с театрального олимпа молодой и амбициозной коллегой. Произведение прославило писательницу, хотя свою лепту в этот процесс внес и голливудский режиссер Джозеф Лео Манкевич: в 1950-м он снял одноименный фильм, фактически реанимировав карьеру Бетт Дэвис, и попутно завоевал шесть «Оскаров» (при рекордных 14 номинациях).
Успех картины был если не предрешен, то объясним: публику и критиков покорили узнаваемые типажи и театральный антураж – все участники событий имеют непосредственное отношение к Бродвею. Бонусом шли мелодраматические коллизии и тонкая, но очевидная сатира, выставляющая лицемерие богемы в самом неприглядном (то есть истинном) свете.
В постановке Романа Самгина все это сохранилось, а местами даже приумножилось. Производственная трагикомедия разворачивается на фоне экзотических интерьеров: барная стойка выполнена в виде зебры, вместо тумбочки – притаившийся тигр, а входную группу украшает изображение попугая. Да и главная дива – Марго Крэйн, которую с упоением играет Инга Оболдина, – блистает в постановке про Восток, а потому перед восхищенной публикой предстает в оригинальных нарядах, яркими всполохами заполняющих пространство. Вот только в этих джунглях выживает не сильнейший, а тот, кто давно обзавелся нужными связями.
Важный урок только предстоит усвоить двадцатилетней Еве (Анастасия Акатова), которая правдами и неправдами добивается места при большой звезде. Начинает она в прямом смысле с низов, а именно должности секретаря и обхаживания монтировщика сцены Харви (Анатолий Шалухин). Но целится выше – и в двух зайцев сразу. Но если возлюбленный самой Марго Клемент (Олег Царев) решительно отвергает ее манипуляции, пока что наивные и оттого ужасно неловкие, то тщеславный драматург Лойд (Александр Овчинников) попадается в расставленный капкан. И наличие супруги Карэн (Татьяна Циренина), по совместительству лучшей подруги Марго, нисколько его не смущает.
Острохарактерными здесь можно назвать всех героев без исключения, при этом за 2,5 часа в каждом из них отыскивается неожиданная краска. Большинство тем, конечно, раскрывается через грандиозную фигуру Марго: может ли искусство действительно изменить жизнь? Даже спасти ее? Каково это – всегда выбирать карьеру вместо семьи и предавать себя, выставляя на публику идеальный образ, к которому ты уже не имеешь отношения?
Оболдина выводит свою героиню с житейской мудростью, сквозь которую прорываются искреннее смятение и усталость от необходимости вписываться в надоевшие, но востребованные роли не только на сцене, но и вне ее. Марго Крэйн все про себя знает: и про возраст, и про внешность, и про чужую лесть, которую она слушает так жадно, словно это единственная возможная компенсация за все тяготы профессии. И почти любую свою досаду мастерски прячет за живой подачей и прямолинейностью, заставляющей собеседника позабыть обо всем и вступить с ней в перепалку, даже если та грозит совершенно чудовищными последствиями.
Признает она и чужой талант. Но только в том случае, если действительно его видит. В противном – сокрушает оппонента собственным авторитетом, решительно вносит правки и требует признания за деятельные старания. И здесь потенциальное обсуждение выходит на новый виток – а кто кому приносит успех?
Лойд, например, выведен обиженным творцом, о котором невысокого мнения даже собственная жена. Однако чем дальше, тем очевиднее, что для успешного драматурга он чересчур обделен красноречием. Зато обременен страстями – к хорошеньким женщинам и алкоголю (а пьяный отыгрыш у Овчинникова выходит блестяще). И разумеется, лишившись последней опоры – Карен в бездну предательства затягивает импульсивная обида, – он теряется от возмущения. А затем пускается во все тяжкие, хотя и с оглядкой – пугливой и жалкой.
Иная ситуация у Марго: цинизм Клемента – всего лишь поза. Любовь и поддержка с его стороны безусловны, хотя деловая жилка тоже дает о себе знать. Но это уже вопрос компромисса. Кстати, стихийной дипломатии в постановке отведена не одна уморительная сцена. Да и в целом все эти закулисные интриги и кризисы – в творчестве, жизни и браке – подаются в комедийной форме, которой совершенно не претит намеренная театральность.
В произведении очевидны время и место действия, накладывающие на восприятие определенный ностальгический флер и при этом позволяющие внести авторские ремарки. Ассоциаций тоже множество: от «Театра» Моэма, полного закулисных и любовных интриг, до «Сансет бульвара» Уайлдера, в котором цеховое забвение соседствовало с криминальной линией. «Все о Еве» обходится без откровенной чернухи, хотя частный детектив, откопавший нелицеприятные подробности, в сюжете возникает. Пусть и дистанционно. Зато очная ставка – и не одна! – предусмотрена с заносчивым кинокритиком Томпсоном (Александр Сеппиус), которого с ушлым репортером не дает спутать лишь щегольской костюм.
Томпсоном – и его положением – самонадеянная Ева тоже пытается воспользоваться, не осознавая, как смешно при этом выглядит. Стоит отметить, что играет Акатова филигранно, проявляя характер героини то стальными нотками в голосе и нежеланием сдавать позиции, то очаровательной наивностью. Впрочем, знай она неоспоримую истину – когда одни двери открываются, другие обязательно закрываются, – искрометного представления бы не вышло. Так что это тот самый случай, когда невежество – блаженство. И в первую очередь, конечно, для зрителя.
Комментарии