К выходу на экраны фильма «Дэвид Боуи. Человек со звезды», в котором родственники музыканта запретили использовать оригинальные треки звезды, выяснили, почему фильмы по реальным событиям невозможно снять без скандала.
«Дорз» (1991)
Режиссер Оливер Стоун никогда не отдавал предпочтение исторической точности в своих фильмах, а чаще всего старался передать настроение эпохи или события. Это касается и его байопика про группу The Doors, в которой режиссер больше фокусируется на Моррисоне, представляя его идолом рок-н-ролла 1960-х с наркотиками и беспорядочными сексуальными связями.
Финальным результатом был недоволен клавишник группы Рэй Манзарек, который изначально сам хотел снимать это кино. Он обвинил Стоуна в том, что тот сфабриковал многие факты, и лепил такого Джима, которого хотел видеть сам. По словам Манзарека, в жизни Моррисон был не таким загадочным и мрачным. Его никогда не настигали приступы насилия и, даже будучи сильно пьяным или под кайфом, он все равно больше походил на добряка, а не на психопата.
«Социальная сеть» (2010)
Драма Дэвида Финчера про Марка Цукерберга и создание Facebook получилась по-голливудски захватывающей и имела все шансы взять «Оскара» за лучший фильм года. Однако все участники событий, в том числе и сам Цукерберг, после премьеры байопика закатывали глаза и в один голос твердили, что на самом деле все было не так. И уж точно главной мотивацией в создании социальной сети у молодого программиста было не желание вернуть бывшую девушку – на тот момент он уже давно встречался со своей будущей женой Присциллой Чан. По словам самого Цукерберга, единственное, что было показано в фильме правильно, – это его гардероб.
«Голос улиц» (2015)
Режиссер Ф. Гэри Грей покрывает историю легендарной хип-хоп группы N.W.A глянцем и подчеркивает ее величие тем, что в кадре то и дело звучат ее песни. К этому же, похоже, стремились и продюсеры – участники коллектива Дре и Айс Кьюб, предстающие в фильме почти современными святыми. И это при том, что группу стоило привлечь за вопиющие акты насилия, сексизма, расизма и гомофобии в самый расцвет их популярности в конце 1980-х. К фильму как раз имели претензии участники событий, а именно избитые и оскорбленные журналистки, подружки, ассистенты и менеджеры.
«Капитан Филлипс» (2013)
Триллер Пола Гринграсса, основанный на реальной истории захваченного в плен сомалийскими пиратами американского судна «Маерск Алабама» в апреле 2009 года. Здесь из капитана корабля Ричарда Филлипса, которого сыграл Том Хэнкс, сделали настоящего героя, но члены экипажа, после выхода фильма, заговорили об обратном.
В статье The New York Times моряки и офицеры выступили анонимно, но в один голос твердили, что Филлипс чуть ли не специально хотел угробить себя и команду. Делал все, чтобы нарваться на пиратов, пренебрегал четкими и выполнимыми инструкциями по безопасности и никогда не предлагал себя в заложники (как это было в фильме) вместо своих подчиненных. К слову, предвидя такое развитие событий, создатели фильма перед релизом заплатили каждому моряку по 5 тысяч долларов и взяли с них подписку о неразглашении реальных событий. Но многие все равно не смогли промолчать. Видимо газета заплатила больше.
«Лето» (2019)
Фильм Кирилла Серебренникова о Викторе Цое, Майке Науменко и ленинградской рок-культуре 1980-х разозлил музыканта Бориса Гребенщикова. Прочитав сценарий, он назвал его «ложью от начала до конца», заявив, что все герои истории жили по-другому, а текст писал человек с другой планеты.
«В его сценарии персонажи – московские хипстеры, которые кроме как совокупляться за чужой счет, больше ничего не умеют. Мне кажется, в те времена сценарист бы работал в КГБ».
Музыкальный критик Артемий Троицкий согласился, что сценарий «вызывает большие сомнения». Он также отметил, что «главная история, главная коллизия этого фильма – это любовный треугольник, которого, на самом деле, не было», или же «он существовал только, может быть, отчасти в чьем-то воображении». Родственники самого Виктора Цоя негативно о картине не высказывались.
«Зеленая книга» (2019)
Взявшая «Оскара» за лучший фильм реальная история путешествия по югу США известного джазового пианиста Дона Ширли и обычного водителя Тони Валлелонги, между которыми со временем возникает дружба, заставила негодовать родственников музыканта. По их словам, дружбы между шофером и пианистом на самом деле не было. Дон Ширли не дожил до постановки «Зеленой книги» 6 лет, скончавшись в возрасте 86 от сердечного приступа. Но при жизни он отвергал идею экранизации, потому что опасался, что в фильме он будет изображен некорректно (идея Ника Валлелонги, сына Тони Валлелонги, он является соавтором сценария, за который тоже вручили «Оскара»). Близкие родственники Ширли комментировали:
«Знаете чем закончились отношения Дона Ширли и Тони? Он его уволил. Он так поступал со всеми своими шоферами».
Комментарии