Владимир Машков вернул на сцену Театра Олега Табакова постановку своего учителя.
«Страсти по Бумбарашу» – один из самых важных спектаклей в истории Московского театра Олега Табакова. Он был поставлен на заре становления ТОТ в 1993 году, стал для столичных театралов настоящей сенсацией, шел долгих 18 лет, объехав полмира, и сделал театральной звездой Евгения Миронова, уже успевшего к тому времени громко заявить о себе в кино ролями в «Жене керосинщика» (1988) Александра Кайдановского, «Любви» (1991) Валерия Тодоровского и «Анкор, еще анкор!» (1992) Петра Тодоровского.
Возродить легенду в память о любимом учителе Олеге Табакове задумал новый худрук театра Владимир Машков, совсем недавно вернувший зрителям еще один былой хит – «Матросскую тишину». Он же стал и режиссером постановки. В ее основе – пьеса на стихи Юлия Кима и музыку Владимира Дашкевича, хорошо знакомые по фильму «Бумбараш» (1972) с Валерием Золотухиным в заглавной роли. Как и в первой редакции, в спектакле задействована практически вся труппа ТОТ, включая студентов Театральной школы Олега Табакова, для которых это, конечно, совершенно неоценимый опыт.
Прежде всего именно поэтому Машков выровнял гендерный баланс спектакля. В оригинале в нем были задействованы практически одни мужчины – исключение составляли лишь Варя, невеста Бумбараша, и предводительница банды Софья Николаевна (в фильме Абрама Народицкого и Николая Рашеева ее блистательно сыграла Екатерина Васильева). В новой версии банда наполовину состоит из эффектных девиц с золотыми зубами, все так же лихо распевающих «Эх, Конотоп, Воронеж, едрена вошь! Хрен догонишь – хрен уйдешь». Наполовину женским стал и отряд красных. Только так можно было дать шанс почувствовать сцену студентам обоего пола.
И это не единственное, что отличает новые «Страсти по Бумбарашу». Режиссер подошел к постановке Табакова с огромной любовью и постарался сохранить все лучшее, что в ней было, однако его работу никак нельзя назвать прямым копированием. Помимо косметических изменений в сценографии, Машков заметно уплотнил действие, добавив ему зрелищности, тесно переплетая элементы водевиля и фарса. А искусно вставленные гэги буквально вынуждают зал смеяться и аплодировать. Так, когда воздушный шар не может поднять Бумбараша, уже скинувшего шинель и противогаз, ему в пятую точку дует сначала офицер, а потом и весь отряд. И это срабатывает – солдат, вопя и причитая, начинает медленно подниматься вверх.
По сюжету, деревенский парень Бумбараш (Севастьян Смышников) уходит на Первую мировую войну, переживает химическую атаку немцев, не гибнет от пуль и рвущихся снарядов и дает себе зарок никогда более не брать оружие в руки: «Наплевать, наплевать, надоело воевать! Ничего не знаю, моя хата с краю». Он возвращается в родную деревню и обнаруживает, что родной брат Гаврила (Александр Кузьмин), которому пришла на него похоронка, прибрал к рукам и отчий дом, и любимую девушку Варю (Ангелина Пахомова). Хуже того, страну раздирает на части кровопролитная Гражданская война, и бежать от нее некуда – слева наступают красные, справа теснят белые, а позади бесчинствуют бандиты. Остаться в стороне не получится…
По словам Владимира Машкова, «Страсти по Бумбарашу» – спектакль-предупреждение: «Братоубийственная война, запущенная 100 лет назад, длится до сих пор». На премьере он вышел на сцену, чтобы рассказать зрителям, как важна эта постановка не только для театра, но и для страны, в которой тема разделения на своих и чужих, к сожалению, по-прежнему актуальна. Но главное, что стоит отметить, – возрожденный спектакль, несмотря на почти 30-летнюю историю, вполне современен и говорит со зрителем о самых серьезных вещах максимально доступным языком.
Молодая энергия хлещет со сцены в зрительный зал. Страсти кипят, а залихвацкая «Журавль по небу летит» сменяется лирической и протяжной «Ходят кони над рекою». Буквально купаются в своих ролях и уже известные актеры. Аня Чиповская, играющая главную бандитку, то мурлычет как кошка, то плачет, то яростно кричит и рвет на груди жилетку, демонстрируя кружевное бюстье. Сама актриса, которая параллельно играет в ТОТ в премьерном «И никого не стало» по Агате Кристи, признается, что Софья Николаевна, видимо, станет ее самым любимым образом на театральной сцене.
Без сомнения, одним из самых любимых у зрителей Театра Олега Табакова станет и сам спектакль «Страсти по Бумбарашу».
Комментарии