В Москве прошел первый фестиваль студенческих фильмов «Вознесенский Fest», организованный Центром Вознесенского. Креативный продюсер фестиваля — Зоя Кошелева, куратор киноклуба «Вознесенский Cinema». В конкурсе приняли участие фильмы студентов и выпускников основных российских киношкол: ВГИКа, Московской школы кино, Московской школа нового кино, Высших курсов сценаристов и режиссеров, Гуманитарного института телевидения и радиовещания и Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Каждый фестивальный день заканчивался дискуссией, в которой принимали участие авторы и зрители. Организаторы планируют сделать «Вознесенский Fest» ежегодным и собрать к следующему фестивалю международную программу. Основная цель фестиваля, концептуально связанного с выставкой «Им 20 лет», проходившей в Центре Вознесенского до конца сентября, была не столько выявить лучшие фильмы, сколько составить панораму работ молодых режиссеров и представить зрителям новое поколение кинематографистов, только выходящих на авансцену российского кино.
«КиноРепортер» рассказывает о призерах и наиболее интересных фильмах фестиваля.
Школа документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова
Анимадок (жанр, сочетающий анимацию и документалистику) был выбран Еленой Мургановой для интимного (во всех смыслах) рассказа о жизни своей бабушки. Ослепшая от старости героиня вспоминает бурные романы молодости; ее романтические приключения становится биографическими пунктами, а от прожитой жизни остается не разделяемый на отдельные эпизоды поток самой любви. Внучка силится увидеть и запечатлеть образ бабушки, но сколь бы подробным ни был рассказ, тайна личности так и остается слепым пятном. «Можно дотронуться до твоего сердца? Меня интересует твое сердце», — спрашивает внучка. — «Ну и как, оно ответило тебе?», — отвечает вопросом на вопрос бабушка.
МШК
Жизнеутверждающая зарисовка «Он везет свой грузовик» — очередное кино про протест ребенка в жестоком мире взрослых. Ходульный сюжет о том, как восьмилетний мальчик своим упорством показывает взрослому дяде, собиравшемуся покончить с собой, пример жизненной стойкости, не содержит второго смыслового плана. Маленький и взрослый персонажи, обоих зовут Алексеями, встречают друг друга по воле случая. Каждому из них противостоят враждебные внешние обстоятельства. Юному Леше — жестокий отчим, взрослому Алексею — бандиты, осуществляющие рейдерский захват бывшего пионерлагеря, где он работает охранником. Только реагируют на эти обстоятельства герои по-разному.
Пожалуй, самое ценное в этом кино — естественность актерской игры мальчика (Георгий Тадзетаев). На ее фоне сцены со взрослыми артистами выглядят как неотредактированные футажи российского сериала, наиграно и фальшиво. Лучше всего молодому режиссеру удались сцены бега, которые удобно монтировать под музыку.
МШНК
Алена, женщина за 30, живет вдвоем с матерью, страдающей болезнью Альцгеймера. По телефону Алена продает горящие туры в далекие экзотические страны, увидеть которые сама может только по телевизору — ежедневная рутина безрадостной жизни выстроена вокруг заботы о родительнице, которую нельзя оставить одну буквально ни на час. И все же, смотрясь в зеркало, Алена молча мечтает о любви, о том, что в ее жизнь еще войдет кто-то. Но сможет ли она впустить его? Игровой фильм Екатеринны Селенкиной — камерный, но универсальный портрет запертого в себе человека. Невзирая на некоторую ученическую структурность повествования, часто свойственную короткому метру, фильм аскетичными средствами позволяет притронуться к глубинным парадоксам человеческих чувств. Вынесенное в заглавие греческое понятие «сторге», означающее одну из разновидностей любви, как ее понимали в античности (а именно любовь-привязанность семейно-родственного типа), таким образом раскрывается подспудным противоречием — между абсолютным приятием и пленом.
Школа документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова
«Корневище аира, корень солодки, кардамон», — безапеляционным тоном диктует в камеру героиня фильма Александра Зубовленко, с ревностью неофита убеждающая родственников, друзей и знакомых в пользе БАДов. Герои фильма — родители режиссера (в школе Марины Разбежкиной студенты часто снимают своих близких и родных) живут в небольшом провинциальном городе в Белоруссии, словно бы застрявшем в вечных постсоветских 90-х. Унылая жизнь за окном с лихвой компенсируется бурями внутри отчего дома — религия сетевого маркетинга начинается с семьи: шкафы забиты упаковками с порошками и пилюлями, и любая инициатива кроме той, что исходит от нее самой, воспринимается матерью семейства в штыки. Так, веря в чудесную силу «волшебных таблеток», тучная героиня с трудом соглашается делать зарядку, которой с ней пытается заниматься заботливый, но слегка забитый муж, но при этом искренне плачет, замечая, что сын не выпил положенную на месяц норму «витаминов». При просмотре фильма, несмотря на весь его бытовой юмор, создается гнетущее впечатление — больное постоветское общество не видит и не слышит себя. Но при этом «Волшебная таблетка» — интимный и трогательный портрет, пусть не всегда здоровых, но в действительности искренних и близких отношений внутри одной семьи.
МШК
Фильм, снятый до «Нелюбви» Андрея Звягинцева выпускником МШК, пришедшем в режиссуру из кинокритики и кураторства Антоном Сазоновым, симптоматично для нашего времени описывает протестную реакцию ребенка на ситуацию, которую он изменить не властен. Семейная пара собирается разводиться, об этом из разговора бабушки и дедушки узнает их шестилетний сын и сбегает из дома. В процессе поиска ребенка в лесном массиве и на территории заброшенного советского санатория (почти как у Звягинцева) супруги сталкиваются с болезненными аспектами своих характеров и острыми местами отношений. Испытав отчаяние они вновь переживают нежность и близость. Но как только беда миновала и сын был найден, прежние отчуждение и нежелание слышать друг друга вступают в свои права. Даже самый страшный опыт ничему не учит. Замкнутый круг.
Школа документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова
Воистину: ремонт — хуже потопа! Семья, которую снимает Анастасия Василец, упорно, своими силами, по крупицам достраивает загородный дом, чтобы отпраздновать в нем Новый год. Вера в новогодний ритуал, обещающий чудо, с детства греет сердце героини, ведь на что еще может положиться русская женщина, кроме как не на саму себя и чудо? А сказочный Дед Мороз для нее — больший гарант этого будущего счастья, чем собственный муж. Наблюдая за своими документальными персонажами осторожной, не вмешивающейся в конфликты камерой, Анастасии Василец удается запечатлеть одну из главных особенностей «русской судьбы» так, как не получилось бы ни в одном игровом фильме: всю жизнь мы строим дом, в котором нам не доведется жить и живем мечтой о празднике, на котором не придется радоваться.
МШНК
Фильм Игоря Поплаухина, завоевавший второе место в престижном Каннском конкурсе игровых короткометражек Cinefondacion, где состоялась его премьера, и показанный на многих фестивалях в России (от Сочи до Владивостока), построен вокруг такого явления как «ждули» — женщины, которые пишут письма незнакомым заключенным, навещают их в колониях и ждут из тюрем. Сюжет фильма Поплаухина об одной из таких женщин зияет многими затемнениями и умолчаниями. Почему героиня средних лет, имеющая мужа и сына, регулярно, втайне от родных, отправляется на свидание с уголовниками? Зачем обрекает себя на сексуальное насилие, или может быть она сама является неявной доминатрикс в ситуации такого контакта? Приносят ли эти встречи ей облегчение и при чем тут полеты в VR-очках над заснеженными полями? Все эти вопросы остаются без ответа, а живописная манера съемки оператора Евгения Родина дополняет тревожный психологический портрет героини. Одно можно сказать с уверенностью — режиссtру Игорю Поплаухину удалось передать ощущение зыбкой, распадающейся реальности, характерный симптом нынешнего времени.
Школа документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова
Гватемалец Ренато приехал в Россию, чтобы стать режиссером, но, как бывает, помимо профессии, нашел здесь свою любовь и создал семью. Когда у него рождается сын, помочь по хозяйству приезжают родители жены: воинственная бабушка (которую все в семье называют тетушка Ласточка) и добродушный дедушка-подкаблучник, из тех, про кого говорят: «Всю жизнь он выстилал паркет, на котором его жена могла бы танцевать». Собственно, конфликт фильма развивается вокруг национальности Ренато: патриотически настроенная теща недовольна, ведь она мечтала о «лучшей доле» для своей дочери — о настоящем русском парне! Тетушка Ласточка плачет во время трансляции парада военной техники на Красной Площади и упрекает зятя за то, что назвал сына Карлосом, а не Рюриком.
И хотя мы видим, прямо скажем, нелицеприятный портрет бытового великорусского шовинизма, запечатленного глазами иностранца (что особенно остро воспринимается на контрасте с матерью самого режиссера, появляющейся в фильме один раз, по скайпу), «Кино для Карлоса» — это фильм и о памяти своего происхождения, памяти рода, недаром режиссер оставляет в фильме для своего сына подробную визуальную инструкцию, как пройти к могиле его русского прадедушки.
22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…