Жил да был Леха Попов (Николай Наумов), некогда – снайпер из спецназа, а теперь – алкаш-забулдыга. После трагичного инцидента на задании мужчина вконец опустился. Ныряет на спор в бочку с мазутом, чтобы деревенских пьянчуг впечатлить, к бутылке прикладывается, сестрицу с ее дочуркой краснеть заставляет. Но даже самые испорченные субъекты заслуживают второй шанс. И вскоре Леха становится сотрудником ОБСП, Отдела по борьбе со сказочными преступлениями. Отныне в его задачи входит отлавливать и обезвреживать волшебных чудиков, не забывая о поддержании порядка в личной жизни. Но сделать все это, естественно, оказывается куда сложнее, чем Лехе хотелось бы.
Отечественные сериалы с налетом фэнтези – самый, пожалуй, популярный тренд последних лет. Авторы одних проектов переосмысливают историю страны в фантастическом ключе («Карамора»), создатели других добавляют вымышленных существ в прошлое («Пищеблок»), творцы третьих с их помощью трансформируют настоящее («Вампиры средней полосы», «Конец света»). К последней категории принадлежит и «Волшебный участок», главным креативщиком которого стал Александр Носков, соавтор сценария неочевидного хита 2022 года «Капельник». Структурно он ловко жонглирует вертикальными (эпизодическими) и горизонтальными (сквозными) сюжетами, событийно разворачивая их в альтернативной зимней Москве.
Как и в условных «Секретных материалах», здесь имеются монстры недели – в каждой вертикальной истории свои. В первой серии, скажем, шайка леших в шапках-невидимках банк грабит. Затем Змей Горыныч (Павел Деревянко) объявляется – точку с шаурмой в пепел превращает и всю Москву сжечь угрожает, супостат эдакий. Потом Русал (Юрий Скулябин) из Сказочного централа сбегает и давай мокрый хаос вокруг сеять. С каждым из них Леха сотоварищи по-свойски разделываются, в процессе с удивлением открывая в чудищах вполне человеческие качества и слабости. Ну а в центральном, горизонтальном сюжете фигурирует Кощей с голосом Евгения Ткачука, который до поры до времени существует в киберпространстве и глаголит с экранов гаджетов.
Его программа максимум – вселиться в тело лехиной племянницы Василисы (расчудесная Евушка Смирнова), чтобы устроить кузькину мать зарвавшимся людишкам, относящимся к волшебным созданиям как к тварям второго сорта. Помогают ему в нелегком деле полковник-анимаг Воронов (Филипп Янковский, натурально превращающийся в ворона) и Баба-яга (Татьяна Догилева), которая в свободную минутку колымит вебкамщицей, а параллельно разбирается в запутанных отношениях с дочкой и мало-помалу склоняется к светлой стороне Силы. Этот странный, потешный, обаятельный ансамбль персонажей – блеск, а актерское исполнение – еще ярче: ни в сказке сказать, ни пером описать, с каким энтузиазмом артисты от мала до велика участвуют в магической катавасии.
Редчайший случай, когда даже эпизодические герои выглядят столь одушевленными, что при каждом новом появлении так и тянет похлопать их по плечу и выпалить: «А, вот и ты, где пропадал?». Один только гномик-матерщинник (Илья Соболев) чего стоит – хипповатой внешности проводник Лехи по миру чародейства и волшебства, который страдает синдромом Туретта и проникается нежными чувствами к коллеге Попова по ОБСП. Ну, как нежными – он просто переспать с ней мечтает. А еще тут присутствует, например, деревянный истукан Егор («бревно в постели!»), символическая для ОБСП фигура. В восьмом эпизоде мы узрели наконец его человеческое лицо. Правда, ненадолго.
Лор «Волшебного участка» так здорово проработан, что уже сейчас хочется заглянуть в будущее и увидеть, как сериал разовьют в полноценную вселенную с добрым пятком ответвлений. Конечно, это влечет за собой определенные риски. Народ вдоволь нагляделся на молодильные яблочки, сапоги-скороходы, превращающие владельца в эдакого Флэша, блюдечко с голубой каемочкой и скатерть-самобранку, которую надо просить о чем-то чисто по-братски. Дальше потребуется и артефакты свежие придумывать, и персонажей оригинальных в повествование вводить. А то самобытность первого сезона все же имеет пределы: когда на экране появляются банальные упыри и оборотни в погонах (хотя «Разрешите обратиться» давно закрыл тему), прямо досада берет. Вы можете лучше, товарищи.
Но в любом случае «Волшебный участок» – прелестный подарок под елочку для тех, кто устал от слишком серьезных или слишком жестоких проектов, явно недополучивший свою долю признания на фоне шумихи вокруг «Слова пацана». Здесь ударно зубоскалят, радостно беспределят, остроумно переиначивают (деконструируют, если угодно) привычное предназначение с детства знакомых героев. Кот ученый майнит крипту, а Жар-птица становится неиссякаемым источником энергии – каково? В нужный момент сердечко ласкают и умело раскиданные тут и там поп-культурные отсылки, количество коих неисчислимо и упирается исключительно в уровень вашей насмотренности.
Вампирский дуэт бати и сына (последнего играет Лев Зулькарнаев – Зима из упомянутого «Слова») вызывает в памяти семейку Саушкиных из «Ночного дозора». Взрывающийся ошейник, неотъемлемый атрибут узников Сказочного централа, – оммаж «Бегущему человеку». Опер, прикованный наручниками во время эротических игр, – пламенный привет «Друзьям» (помните Чендлера в наручниках?). Зелье удачи, как в «Гарри Поттере», нелепый удар по яйцам, как в «Южном парке», эффектный пинок, как в «300 спартанцах»… Копаться в многообразии отсылок «Волшебного участка» не менее увлекательно, чем странствовать по аналогичному миру «Кибердеревни», благо и для ее звезды Сергея Чихачева местечко нашлось: он заделался «сказочным отморозком с медвежьей силой» и возглавил банду байкеров-налетчиков.
«Волшебный участок» сделан людьми, которые не только умеют мастерски писать и снимать кино, но и сами обожают его смотреть, разбирать по полочкам, обсуждать с единомышленниками. Отсюда и уютное ощущение междусобойчика, шумного развеселого капустника, где могут и глупо пошутить, и кулаками помахать, и о семейных ценностях нетленных порассуждать. Каждый найдет отдушину лично для себя. Посмеется, развеется, энергетикой заразится. Может, немного всплакнет. Но едва ли, цитируя классиков, уйдет отсюда обиженным. А после эпичной финальной разборки и драматичной развязки примется с нетерпением ждать второго сезона, работа над которым уже официально стартовала.
На фоне засилья сказок для детской аудитории – «По щучьему велению», «Летучий корабль» и все такое – «Участок», эта сказка для взрослых с пьянством и матюками, где даже у зеркала есть навязчивые сексуальные фантазии, выглядит свежо и смело. И бодрит похлеще снежка, откуда ни возьмись прилетающего по кумполу. Именно под конец года, когда все чертовски устали, разболелись и окончательно, кажется, растеряли вдохновение, сериал поистине волшебным образом влияет на расслабленный организм, растягивая рот в улыбке, прочищая мозги и, кто знает, авось и позволяя на мгновение уверовать в пресловутое праздничное чудо.
Ненаглядный наш Хью Грант – актер с максимально безобидной и обаятельной внешностью. Это сделало его звездой мелодрам и ромкомов, где…
С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…
Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…