В новогодние праздники состоялась премьера сериала «Вокруг света за 80 дней» – очередной экранизации знаменитого романа Жюля Верна. Роль Филеаса Фогга в проекте сыграл Дэвид Теннант – в разгар пандемии, когда съемки остановили (иронично, учитывая сюжет про кругосветное путешествие), он успел сняться в камерной «Постановке», где гордо демонстрировал отросшую шевелюру.
В новом сериале он предстает в гораздо более элегантном и ухоженном виде – во всяком случае, поначалу, в знакомой обстановке Реформ-клуба в Лондоне. На корабле его, закоренелого домоседа, не выбиравшегося дальше Дувра, одолеет морская болезнь, в Париже Фогг предотвратит нападение на президента республики, а где-то посреди Италии совершит нечто, сравнимое с подвигом.
Как можно понять, события сериала развиваются стремительно – героям, живущим в последней четверти XIX века, действительно предстоит обогнуть земной шар меньше чем за три месяца, а потому на мелочи они не размениваются. Если остановки, то экстренные, если задержка – то с обязательным выигрышем по времени в дальнейшем.
Сюжет, как правило, двигают поступки спутников Филеаса – те никак не могут ужиться друг с другом, то преследуя собственные цели, то совершая глупости по неразумию. Француз Паспарту, виртуозно владеющий сотней навыков, в новой версии представлен темнокожим Ибрагимом Кома. Как и в версии 2004 года, не обошлось без дамы: Леони Бенеш играет рыжеволосую и весьма отчаянную журналистку Daily Telegraph Эбигейл Фикс, работающую на отца – старого друга Фогга.
Троица героев подставляет друг друга, затем вытягивает из неприятностей, ссорится, мирится и бурно выясняет отношения. И конечно, бежит, бежит, бежит. Каменные джунгли Парижа сменяются видом Альп с воздуха, пески Руб-эль-Хали (весь эпизод выглядит как потрясающий оммаж «Лоуренсу Аравийскому») – влажной жарой джунглей уже настоящих.
Затем – бирюзовая вода райского острова и охровые просторы Дикого Запада. Вектор движения не совпадает с книгой, но география здесь расцвечена яркими всполохами: мрак викторианского Лондона сменяется самыми разными оттенками. Калейдоскоп замедляется лишь по возвращении в столицу империи – но уже укрытую белоснежным покровом.
За границами старой доброй Англии не всегда сильны пуританские взгляды, а вот империализм еще не знает границ. Связанные одной цепью, герои, конечно, представляют собой островок цивилизации в этом огромном неуютном мире, полном жестокости и обмана: они ратуют за свободу, равенство и братство, вполне сознательно противопоставляя себя тем, кто все еще живет в мире цветущих буйным цветом сексизма и расизма.
Авторам при этом удается сохранить баланс, не ударившись в глобальную истерию. Это не актеры отрабатывают повестку, а герои стоят за гуманизм, их мотивация объясняется характерами, а поступки – пережитыми потерями и пониманием того, что на кону. Добавили создатели и изрядную долю романтики, без которой точно не обойтись, если пускаешься в столь грандиозное путешествие.
При взаимной симпатии Паспарту и Фикс друг к другу, Фогг, застегнутый на все пуговицы, практически не раскрывается как чересчур любвеобильный герой: пока его спутников бросает от одного откровения к другому, сам он держится особняком. Но о глубине его переживаний говорит и то, как он переносит боль физическую – принятую незаслуженно, – и то, с каким трудом ему дается эмоциональная близость даже под действием белладонны.
Закрытость, как и цинизм, – всего лишь поза, да и амплуа героя-любовника Теннанту никогда не шло. В молодости он брал искренностью и энтузиазмом (взгляните на Казанову в его исполнении), сейчас же пришло время для других инструментов. И смотреть на то, как он ими пользуется, весьма занимательно.
Остальные тоже стараются. Что хорошо в сериале – так это проявляемая героями смелость, которая помогает им перестать быть такими неприятными людьми, какими они хотят казаться, и хотя бы попытаться наладить контакт. Злость на внешние факторы в таком случае не становится аутоагрессией, а рассеивается, и это уже кое-что. Как минимум – достойный пример для подражания.
Несмотря на довольно значительные изменения и отход от буквы романа, «Вокруг света за 80 дней» оказывается весьма красочным переживанием, способным разнообразить серые будни. И судя по всему, это не конец: проект продлили еще до выхода первого сезона. Так что в будущем стоит ожидать приключений героев под водой. Или в космосе – на это тоже были намеки, да еще с именем самого Жюля Верна в придачу. Тем более что особых достижений технического прогресса показано так и не было – что, мы не видели купе первого класса?
С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…
Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…