Кино

Война одним кадром: Каким получился «1917» — главный претендент на «Оскар»

Самый разгар Первой мировой войны, территория Франции. Два английских капрала, Скофилд (Джордж Маккей) и Блейк (Дин Чарльз-Чепмен), получают задание от генерала (Колин Ферт) — пройти через линию фронта и доставить донесение полковнику Маккензи. Надо во что бы то ни стало помешать ему бросить Девонширский полк в атаку на немцев — иначе в приготовленной гансами ловушке погибнет 1600 солдат. Среди них есть и брат Блейка, так что побледневший юноша со всех ног ломится вперед. Скофилду остается только сверяться с картой и не отставать. Этому путешествию в сердце войны и посвящено все оставшееся время.

Конечно же, главный козырь картины — потрясающая операторская работа Роджера Дикинса, снимавшего для Сэма Мендеса, братьев Коэн и Дени Вильнева. Весь фильм снят одним длинным планом с почти незаметными непрофессиональному глазу склейками: камера парит, ползет и несется вместе с героями. Два солдата бегут по окопам как в «Тропах славы» Кубрика, уворачиваются от пикирующего самолета как в «К северу через северо-запад» Хичкока, пытаются зайти с тыла в дом с засевшим снайпером как в кубриковской же «Цельнометаллической оболочке» — и от всего этого невозможно оторвать глаз.

Но дело не только в непрекращающемся движении камеры, которое справедливо сравнивают с современными компьютерными играми. Мендес всегда балансировал на грани с дурновкусием — достаточно вспомнить порхающий пакет и видения героя Кевина Спейси из его главного хита «Красота по-американски» или обилие рапида в замечательном нуаре «Проклятый путь». Здесь «красивости» подчас также важнее сюжета. Над убитыми пролетают лепестки цветущей вишни, проколотая колючей проволокой рука проваливается в труп как в желе, французского ребенка поят из фляги неожиданно пригодившимся молоком. Но эти эпизоды, врезаясь в память, не выбиваются из четкого сюжетного ритма и не выглядят искусственными или пошлыми. Скорее их можно воспринимать как детали, которые ухватывает скованный напряжением разум, попытки передышки в пути. Мендес написал сценарий по воспоминаниям своего деда, служившего в британской армии на бельгийском фронте, и единственное, что можно вменять ему в вину — отсутствие проработанного психологизма героев, глубины характеров. Впрочем, следуя внутренней сюжетной логике, на это просто нет времени — Скофилд и Блейк раскрывают себя через поступки и случайно брошенные слова. Главное для них — успеть до атаки, остановить ее и, конечно, выжить.

В любом военном кино непременно присутствует пафос — таковы законы жанра. У Мендеса пафоса практически нет. Есть лишь постоянно звенящий нерв и немного сентиментальности, и это выгодно выделяет его среди современной голливудской классики, военных драм вроде «Спасти рядового Райана» и «Флаги отцов наших». Да и донесение, которое все же дойдет до штаба Девонширского полка, отложит смерть лишь на время — как заметит полковник Маккензи (Бенедикт Камбербэтч), с утра придет новый приказ, и тех же солдат снова бросят в атаку. Мясорубка войны продолжит перемалывать тела, смерть неизбежна, выживут немногие, но это не отменяет отдельно взятого бытового геройства, способности наступить на горло своему страху и бежать среди взрывов к цели. Именно такое геройство Мендес и показал за неполные два часа экранного времени.

«1917» в прокате с 30 января. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Интеллектуальные игры: Как техника сосуществует с ИИ

Стремительное развитие искусственного интеллекта – уже неизбежность. И взять его на вооружение поспешили разработчики новаций для домашнего кинотеатра. Знакомим вас…

13 часов назад

Не только Мадс Миккельсен: 5 звезд мирового кино из Дании

Сегодня 60 лет исполняется старшему брату Мадса Миккельсена Ларсу. По этому поводу «КиноРепортер» решил вспомнить о других датских актерах, которые…

16 часов назад

Долгое прощание: Все «последние фильмы» Квентина Тарантино

Как вам наверняка известно, Квентин Тарантино намерен снять ровно десять фильмов, после чего его славная режиссерская карьера благополучно завершится. До…

22 часа назад

Акция «Бессмертный полк» пройдет в память о кинематографистах-фронтовиках

Ко Дню Победы телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» и Общероссийское общественное гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк России» проводят в телеэфире и соцсетях,…

2 дня назад

Важные люди. Магия монтажа

Монтаж – настоящее таинство, в процессе которого сотни и тысячи кусочков отснятого материала собираются в единый кинопазл. Техник и приемов,…

2 дня назад

«Отцы и дети» в Театре наций

20 и 21 мая на основной сцене Театра наций состоится премьера спектакля по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети». Режиссером…

2 дня назад