Кино

Война одним кадром: Каким получился «1917» — главный претендент на «Оскар»

Самый разгар Первой мировой войны, территория Франции. Два английских капрала, Скофилд (Джордж Маккей) и Блейк (Дин Чарльз-Чепмен), получают задание от генерала (Колин Ферт) — пройти через линию фронта и доставить донесение полковнику Маккензи. Надо во что бы то ни стало помешать ему бросить Девонширский полк в атаку на немцев — иначе в приготовленной гансами ловушке погибнет 1600 солдат. Среди них есть и брат Блейка, так что побледневший юноша со всех ног ломится вперед. Скофилду остается только сверяться с картой и не отставать. Этому путешествию в сердце войны и посвящено все оставшееся время.

Конечно же, главный козырь картины — потрясающая операторская работа Роджера Дикинса, снимавшего для Сэма Мендеса, братьев Коэн и Дени Вильнева. Весь фильм снят одним длинным планом с почти незаметными непрофессиональному глазу склейками: камера парит, ползет и несется вместе с героями. Два солдата бегут по окопам как в «Тропах славы» Кубрика, уворачиваются от пикирующего самолета как в «К северу через северо-запад» Хичкока, пытаются зайти с тыла в дом с засевшим снайпером как в кубриковской же «Цельнометаллической оболочке» — и от всего этого невозможно оторвать глаз.

Но дело не только в непрекращающемся движении камеры, которое справедливо сравнивают с современными компьютерными играми. Мендес всегда балансировал на грани с дурновкусием — достаточно вспомнить порхающий пакет и видения героя Кевина Спейси из его главного хита «Красота по-американски» или обилие рапида в замечательном нуаре «Проклятый путь». Здесь «красивости» подчас также важнее сюжета. Над убитыми пролетают лепестки цветущей вишни, проколотая колючей проволокой рука проваливается в труп как в желе, французского ребенка поят из фляги неожиданно пригодившимся молоком. Но эти эпизоды, врезаясь в память, не выбиваются из четкого сюжетного ритма и не выглядят искусственными или пошлыми. Скорее их можно воспринимать как детали, которые ухватывает скованный напряжением разум, попытки передышки в пути. Мендес написал сценарий по воспоминаниям своего деда, служившего в британской армии на бельгийском фронте, и единственное, что можно вменять ему в вину — отсутствие проработанного психологизма героев, глубины характеров. Впрочем, следуя внутренней сюжетной логике, на это просто нет времени — Скофилд и Блейк раскрывают себя через поступки и случайно брошенные слова. Главное для них — успеть до атаки, остановить ее и, конечно, выжить.

В любом военном кино непременно присутствует пафос — таковы законы жанра. У Мендеса пафоса практически нет. Есть лишь постоянно звенящий нерв и немного сентиментальности, и это выгодно выделяет его среди современной голливудской классики, военных драм вроде «Спасти рядового Райана» и «Флаги отцов наших». Да и донесение, которое все же дойдет до штаба Девонширского полка, отложит смерть лишь на время — как заметит полковник Маккензи (Бенедикт Камбербэтч), с утра придет новый приказ, и тех же солдат снова бросят в атаку. Мясорубка войны продолжит перемалывать тела, смерть неизбежна, выживут немногие, но это не отменяет отдельно взятого бытового геройства, способности наступить на горло своему страху и бежать среди взрывов к цели. Именно такое геройство Мендес и показал за неполные два часа экранного времени.

«1917» в прокате с 30 января. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

10 нетривиальных советских комедий, которые можно посмотреть бесплатно на RUTUBE

О, великий и ужасный интернет! Вот уже 24 года ты являешься нашей отдушиной по любому возможному и невозможному поводу, а…

2 часа назад

Кино для «бежевых мам»

Итак, вы «бежевая мама». То есть вы почему-то считаете, что вас и вашего ребенка должны окружать исключительно спокойные, сдержанные цвета…

19 часов назад

Театр Моссовета представит премьеру спектакля «Нашествие» к 80-летию Победы

18 мая на сцене «Под крышей» Театра Моссовета состоится премьера спектакля «Нашествие» по одноименной пьесе Леонида Леонова. Это произведение считается…

22 часа назад

«Филателия»: В режиме вечного ожидания

Яна (Алина Ходжеванова) живет в северном приморском городке, откуда много лет назад навсегда отбыл ее отец-моряк. От пропавшего без вести…

22 часа назад

Простой человек: Бессмертные роли Генри Фонды

120 лет назад в небольшом городе Гранд-Айленд в штате Небраска родился двукратный оскароносец, отец-основатель влиятельной актерской династии и выдающийся артист…

1 день назад

Сериал «10 историй о любви и смерти» расскажет о событиях на Донбассе

Первый канал запустил в производство многосерийный телепроект о событиях на Донбассе. Идея создания «10 историй о любви и смерти» принадлежит…

2 дня назад