Кино

Война одним кадром: Каким получился «1917» — главный претендент на «Оскар»

Самый разгар Первой мировой войны, территория Франции. Два английских капрала, Скофилд (Джордж Маккей) и Блейк (Дин Чарльз-Чепмен), получают задание от генерала (Колин Ферт) — пройти через линию фронта и доставить донесение полковнику Маккензи. Надо во что бы то ни стало помешать ему бросить Девонширский полк в атаку на немцев — иначе в приготовленной гансами ловушке погибнет 1600 солдат. Среди них есть и брат Блейка, так что побледневший юноша со всех ног ломится вперед. Скофилду остается только сверяться с картой и не отставать. Этому путешествию в сердце войны и посвящено все оставшееся время.

Конечно же, главный козырь картины — потрясающая операторская работа Роджера Дикинса, снимавшего для Сэма Мендеса, братьев Коэн и Дени Вильнева. Весь фильм снят одним длинным планом с почти незаметными непрофессиональному глазу склейками: камера парит, ползет и несется вместе с героями. Два солдата бегут по окопам как в «Тропах славы» Кубрика, уворачиваются от пикирующего самолета как в «К северу через северо-запад» Хичкока, пытаются зайти с тыла в дом с засевшим снайпером как в кубриковской же «Цельнометаллической оболочке» — и от всего этого невозможно оторвать глаз.

Но дело не только в непрекращающемся движении камеры, которое справедливо сравнивают с современными компьютерными играми. Мендес всегда балансировал на грани с дурновкусием — достаточно вспомнить порхающий пакет и видения героя Кевина Спейси из его главного хита «Красота по-американски» или обилие рапида в замечательном нуаре «Проклятый путь». Здесь «красивости» подчас также важнее сюжета. Над убитыми пролетают лепестки цветущей вишни, проколотая колючей проволокой рука проваливается в труп как в желе, французского ребенка поят из фляги неожиданно пригодившимся молоком. Но эти эпизоды, врезаясь в память, не выбиваются из четкого сюжетного ритма и не выглядят искусственными или пошлыми. Скорее их можно воспринимать как детали, которые ухватывает скованный напряжением разум, попытки передышки в пути. Мендес написал сценарий по воспоминаниям своего деда, служившего в британской армии на бельгийском фронте, и единственное, что можно вменять ему в вину — отсутствие проработанного психологизма героев, глубины характеров. Впрочем, следуя внутренней сюжетной логике, на это просто нет времени — Скофилд и Блейк раскрывают себя через поступки и случайно брошенные слова. Главное для них — успеть до атаки, остановить ее и, конечно, выжить.

В любом военном кино непременно присутствует пафос — таковы законы жанра. У Мендеса пафоса практически нет. Есть лишь постоянно звенящий нерв и немного сентиментальности, и это выгодно выделяет его среди современной голливудской классики, военных драм вроде «Спасти рядового Райана» и «Флаги отцов наших». Да и донесение, которое все же дойдет до штаба Девонширского полка, отложит смерть лишь на время — как заметит полковник Маккензи (Бенедикт Камбербэтч), с утра придет новый приказ, и тех же солдат снова бросят в атаку. Мясорубка войны продолжит перемалывать тела, смерть неизбежна, выживут немногие, но это не отменяет отдельно взятого бытового геройства, способности наступить на горло своему страху и бежать среди взрывов к цели. Именно такое геройство Мендес и показал за неполные два часа экранного времени.

«1917» в прокате с 30 января. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

7 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

9 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

10 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

12 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

15 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

17 часов назад