Кино

«Вивариум»: Чем плох фантастический хоррор, поразивший Стивена Кинга

«Вивариум» поразил меня. Сильный и странный фильм. Если вам понравится, благодарите меня. Если вы его возненавидите, не вините меня», — написал в соцсетях Стивен Кинг об ирландском фильме ужасов Лоркана Финнегана с Джесси Айзенбергом и Имоджен Путс в главных ролях. «КиноРепортер» не согласен с мнением Короля ужасов.

Молодая парочка (Джесси Айзенберг и Имоджен Путс) приезжает в контору по продаже недвижимости. Там их встречает неприятный сотрудник со странной мимикой. Он предлагает посмотреть дом, который влюбленным обязательно понравится. Но на месте становится ясно: это вовсе не жилье мечты, а пугающий клаустрофобический лабиринт. Тут-то герои и понимают, что попали.

Сорокалетний Лоркан Финнеган уже не настолько молод, чтобы позволять себе такие упрощения и общие места, которые он допускает в драматургии или визуальном коде, безуспешно пытаясь придать личных красок откровенному заимствованию у вдохновителей Дэвида Линча и Ричарда Келли.

Это фрейдистское кино для тех, кто знает австрийского психолога только по фотографиям. Пугающий хоррор, взывающий к социофилософским вопросам для тех, кто никогда не смотрел «Чужие среди нас» Джона Карпентера или хотя бы спецвыпуски «Симпсонов» на Хеллоуин.

Финнеган разменивается на банальные метафоры: тему института семьи как живого уголка иллюстрирует и название «виварий» — как известно, помещение для содержания подопытных животных. Достучаться до зрителей режиссер пытается через образы Рене Магритта, подчеркивая киношную уникальность стиля своего биотриллера. Однако до него Магриттом вдохновлялись и Шанталь Акерман, и Катрин Брейя.

Разгадка «Вивариума» кроется в том, что люди слишком сильно увлеклись жизнью по сценарию. Нельзя жевать одни и те же тосты по утрам, запивая их одной и той же чашкой кофе. Нельзя каждый день укладывать ребенка спать и заботливо выключать свет — малыш может взбунтоваться. Подростковый обличительный пафос взрослого мужчины далек до остроумия Вачовски и метких идей Джорджа Ромеро — известных кинооппозиционеров человеческому укладу жизни.

«Вивариум», впрочем, благодаря своей аскетичной форме и концепции фильма о кошмаре внутри кошмара пробрался в параллельную программу Каннского кинофестиваля под названием «Неделя критики», где обычно показывают дебютные ленты (чаще — первые и вторые). Однако, пожалуй, решающая заслуга в этом актерская. Приятно, что известные артисты поддерживают начинающих постановщиков, а их, в свою очередь, отборщики. Жаль только, что пара громких имен не всегда являются залогом хорошего кино.

Читать также: Что такое новый ирландский хоррор? Рассказывает создатель «Вишневого дерева»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Фильмы, снятые в экстремальных условиях

В киноиндустрии нередко случается, что приключения за кадром выходят далеко за рамки сценария. Иногда кинематографисты сознательно отказываются от комфорта павильонов…

19 минут назад

Фестиваль «Послание к человеку» объявил программу

17 октября состоится торжественная церемония открытия 35-го фестиваля «Послание к человеку», который на 9 дней примет у себя кинематографистов со…

4 часа назад

Сериал «Дом Гиннессов»: Губит людей не пиво, а империализм

Было у отца три сына: старший – умный, средний – поглупее, младший – совсем безнадежный и бесполезный кретин. И еще у…

6 часов назад

Чемпионат ArtMasters: Моя несыгранная роль

  Чемпионат ArtMasters дает возможность молодым талантам, которые реализуют крупные креативные проекты под руководством ведущих экспертов, раскрыть свой потенциал и…

21 час назад

«Первый на Олимпе»: История великого подвига

1950-е. Молодой парень Юра Тюкалов (Глеб Калюжный), переживший блокаду Ленинграда, но лишившийся родителей, работает на заводе. Травма потери близких не…

23 часа назад

«Сират»: Дикое роуд-муви наперегонки со смертью

Марокканскую пустыню сотрясают волны рейва. На песке возвышаются ряды гигантских колонок, и эксцентричная толпа неистовствует на фоне пейзажей будто из…

1 день назад