«Вивариум» поразил меня. Сильный и странный фильм. Если вам понравится, благодарите меня. Если вы его возненавидите, не вините меня», — написал в соцсетях Стивен Кинг об ирландском фильме ужасов Лоркана Финнегана с Джесси Айзенбергом и Имоджен Путс в главных ролях. «КиноРепортер» не согласен с мнением Короля ужасов.
Молодая парочка (Джесси Айзенберг и Имоджен Путс) приезжает в контору по продаже недвижимости. Там их встречает неприятный сотрудник со странной мимикой. Он предлагает посмотреть дом, который влюбленным обязательно понравится. Но на месте становится ясно: это вовсе не жилье мечты, а пугающий клаустрофобический лабиринт. Тут-то герои и понимают, что попали.
Сорокалетний Лоркан Финнеган уже не настолько молод, чтобы позволять себе такие упрощения и общие места, которые он допускает в драматургии или визуальном коде, безуспешно пытаясь придать личных красок откровенному заимствованию у вдохновителей Дэвида Линча и Ричарда Келли.
Это фрейдистское кино для тех, кто знает австрийского психолога только по фотографиям. Пугающий хоррор, взывающий к социофилософским вопросам для тех, кто никогда не смотрел «Чужие среди нас» Джона Карпентера или хотя бы спецвыпуски «Симпсонов» на Хеллоуин.
Финнеган разменивается на банальные метафоры: тему института семьи как живого уголка иллюстрирует и название «виварий» — как известно, помещение для содержания подопытных животных. Достучаться до зрителей режиссер пытается через образы Рене Магритта, подчеркивая киношную уникальность стиля своего биотриллера. Однако до него Магриттом вдохновлялись и Шанталь Акерман, и Катрин Брейя.
Разгадка «Вивариума» кроется в том, что люди слишком сильно увлеклись жизнью по сценарию. Нельзя жевать одни и те же тосты по утрам, запивая их одной и той же чашкой кофе. Нельзя каждый день укладывать ребенка спать и заботливо выключать свет — малыш может взбунтоваться. Подростковый обличительный пафос взрослого мужчины далек до остроумия Вачовски и метких идей Джорджа Ромеро — известных кинооппозиционеров человеческому укладу жизни.
«Вивариум», впрочем, благодаря своей аскетичной форме и концепции фильма о кошмаре внутри кошмара пробрался в параллельную программу Каннского кинофестиваля под названием «Неделя критики», где обычно показывают дебютные ленты (чаще — первые и вторые). Однако, пожалуй, решающая заслуга в этом актерская. Приятно, что известные артисты поддерживают начинающих постановщиков, а их, в свою очередь, отборщики. Жаль только, что пара громких имен не всегда являются залогом хорошего кино.
Читать также: Что такое новый ирландский хоррор? Рассказывает создатель «Вишневого дерева»
Прямо сейчас «Minecraft в кино» – самый кассовый голливудский фильм года со сборами в миллиард без малого долларов. За оставшиеся…
С 1 июня по 31 августа в Москве пройдет открытый уличный фестиваль «Театральный бульвар». Власти города впервые провели его в…
В ДНР состоялись гастроли «Мастерской «12» Никиты Михалкова». Накануне на сцене Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра имени М.М. Бровуна показали…
«КиноРепортер» рассказывает о фильме Андрея Зайцева «Двое в одной жизни, не считая собаки», который буквально пропитан атмосферой летнего Петербурга и…
Добрый доктор с анекдотической фамилией Рабинович (вернее, Робинавич, но вы все равно будете слышать именно «Рабинович») приходит рано утром в…
Малый театр анонсировал праздничную программу, приуроченную сразу к двум юбилеям: 270-му театральному сезону и 90-летию со дня рождения Юрия Соломина.…