Театр

«Виндзорские насмешницы»: Шекспир, которого вы еще не видели

 
Почти разорившийся толстяк Джон Фальстаф (Вячеслав Ковалев) выбирает неверный путь обогащения – всего-то нужно очаровать замужнюю даму, устранить хозяина дома и завладеть его богатствами. Неверен этот способ и потому, что подразумевает сразу две супружеские измены (перестраховку никто не отменял!), и потому, что тактика приводит к роковым последствиям. Хоть и авантюрно обыгранным – любовные злоключения пожилого пьяницы и чревоугодника разыграны на сцене Театра имени Маяковского со сбивающей с ног экспрессией, а до точки невозврата все герои доходят с безудержным смехом.

Это совсем не тот чинный и возвышенный Шекспир, к которому привык современный зритель. В «Виндзорских насмешницах» он яростный, а потому по сцене текут самые настоящие реки крови, и обличающий. «Честь – это то, что тебе отдают в четверг после того, как убили в понедельник», – считает главный герой. И хотя подобную философию остальные действующие лица не разделяют, заигрывать с запретными темами они не прочь. Те самые виндзорские насмешницы (Зоя Кайдановская и Наталья Коренная), например, раз за разом доводят окружающих до белого каления, откровенно потешаясь над результатом своих розыгрышей и не задумываясь о последствиях.

Иронично, что в итоге Фальстаф, которого определенно можно упрекнуть и в излишней самоуверенности, и в отсутствии каких-либо талантов, выглядит едва ли не самым безобидным персонажем, хотя остальные дружно обвиняют его во всех смертных грехах. Дело не то в витальной харизме артиста (в «Другой сказке» Ковалев был идеальным голым королем), не то в комическом жанре, до самого финала не позволяющем Фальстафу стать по-настоящему злым и зловещим. А может быть, в том простом факте, что порицания заслуживает практически каждый из героев. Кроме разве что молодых влюбленных (Иван Ковалюнас и Арина Назарова) и несчастного пажа (Ярослав Леонов), неизменно преданного и в службе, и в дружбе.

Королевский врач Каюс (Виталий Ленский) – взбалмошный француз, по любому поводу размахивающий шпагой на чужой земле и выплевывающий оскорбления на смеси двух языков. Фрэнк Брод (Юрий Коренев) – ревнивец, готовый стать посмешищем всего городка. Курящий и сквернословящий пастор Хью Эванс (Андрей Гусев) охотно переодевается в самого черта, а обидчивый судья Роберт Неглубокий (Максим Разумец) готов на все, чтобы стяжать богатство, пусть даже и чужое. Неудивительно, что его племянник Стройный (Иван Сапфиров) сдается под таким напором и начинает тараторить монотонные согласия на любой его выпад.

Даже Джордж Страница (Константин Константинов), которого с первого взгляда можно принять за порядочного человека, пытается выдать единственную дочь замуж против ее воли. А заодно обмануть супругу, посчитав, что временный разлад в отношениях куда лучше вечной потери денег.

Лицемерие повсюду, но свою издевку Шекспир искусно прикрывает площадной стилистикой: герои «Виндзорских насмешниц» были современниками драматурга и органично существовали в пространстве «Глобуса» – народного театра, в партере которого восседали солдаты, ремесленники и матросы. Подчеркнуть эту связь сложно, еще труднее сделать это в переводе. Но в «Маяковке» с вызовом справляются: академический перевод рифмуется с вольной интерпретацией, каламбуры на грани вульгарности – с акцентными пикировками и затяжными повторами.

А еще здесь очень много насилия, на котором сделан визуальный акцент. Судья, например, не расстается с отрезанной головой любимого оленя (плюшевой, но все же), а человеческая кровь проливается так часто и так бурно, что долетает до первых рядов. И никакого противоречия в этом нет.

«Театр Шекспира – это ведь не про красоту слога, это про молниеносную смену событий: кто-то кого-то убил, задушил, отравил, заколол, даже если это называется комедией», – объясняет режиссер Владимир Данай.

Преходящесть событий передает и необычная сценография – пространство разделено на своеобразные отсеки, которые озаряются электрическим светом или тонут во мраке. Пока в одних разворачивается действие (но не взаимодействие – друг друга актеры практически не видят), в иных меняются декорации. Вырастает Виндзорский лес, разливается Лягушачье болото или возникает крохотный гостиничный номер, в котором продрогший Фальстаф греет бутылку хереса с помощью фена.
 
Современные вставки – еще один связующий элемент, который смотрится одновременно свежо и аутентично. Братки в солнцезащитных очках, объяснение в любви под клубную музыку и бейсбольная бита вместо дубинки отлично сочетаются с белоснежными панталонами и изысканными шейными платками.
 
Напоследок добавим, что второй акт заметно живее первого: здесь и история с переодеванием (без лишних заходов в травести), и жутковая сцена с масками в ночном лесу, и долгожданный срыв покровов. Хотя, возможно, все дело в том, что к исходу первого часа к непривычной, шоковой стилистике начинаешь привыкать. И даже получать удовольствие. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

2 часа назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…

16 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

18 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

20 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

22 часа назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

1 день назад