Бенедикт Камбербэтч и Джейн Кэмпион бросают вызов канонам жанра.
В 1960-1970-х годах прошлого века в Италии гремели спагетти-вестерны, и теперь жанр возвращается в страну, ставшую для него второй родиной. На 78-м Венецианском кинофестивале показали сразу несколько вестернов, как в основном конкурсе, так и в параллельных программах.
Например, в документальном фильме «Джанго и Джанго» Квентин Тарантино, Руджеро Деодато (режиссер «Ада каннибалов») и актер Франко Неро беседуют о творчестве Серджио Корбуччи. Итальянский мастер снял классического «Джанго» 1966 года, «Великое молчание» с Жан-Луи Трентиньяном и Клаусом Кински и другие нетленные шедевры вроде «Блефа» и «Синьора Робинзона». Да и нашумевшая «Дюна» Дени Вильнева – не что иное, как масштабный космический вестерн, где пустынные земли фременов заменяют пустоши Техаса и Аризоны.
Представители этого жанра нечасто гостят на крупных смотрах. В Венеции же нашлось сразу две заметных картины с диаметрально противоположным подходом к традициям вестернов. «КиноРепортер» решил повнимательнее присмотреться к ним и узнать, в чем же заключалась новизна одного из них и консерватизм другого.
«Власть пса»
реж. Джейн Кэмпион
Когда-то имя новозеландской постановщицы Джейн Кэмпион гремело на весь мир. Ее полнометражный дебют «Душечка» номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, а психологическая драма «Пианино» завоевала «Ветвь», «Сезара» и «Оскара» за лучший сценарий. В 2009-м Кэмпион создала искусный байопик «Яркая звезда» о трагической жизни поэта-романтика Джона Китса, после чего не снимала полнометражное кино больше 10 лет. А в 2021 году вернулась, причем сразу в основной конкурс Венецианского фестиваля. Что же из этого вышло, помимо 4-минутной овации?
Действие «Власти пса» разворачивается в начале XX века. Бенедикт Камбербэтч и Джесси Племонс сыграли братьев и по совместительству владельцев ранчо, затерянного где-то на просторах Монтаны. Первый, Фил, – деспот с тяжелым характером и твердой рукой. Второй, Джордж, – слабовольный рохля. Однажды он женится на хозяйке местного трактира (Кирстен Данст), которая вскоре переезжает к братьям на ранчо. И берет с собой своего сына (Коди Смит-Макфи). Здесь-то и начинается трансформация каноничного маскулинного вестерна в авторское высказывание о запутанной природе мужественности и сексуальности: у паренька тоже появляется воздыхатель. Им становится брутальный Фил.
16 лет назад «Горбатая гора» Энга Ли доказала, что о тонких чувствах ковбоев можно рассуждать иначе, чем это делали Джон Форд, Ховард Хоукс и другие классики жанра. Фильм удостоился трех «Оскаров» (за режиссуру, адаптированный сценарий и музыку) и продемонстрировал эффективность нетривиального подхода к знакомым сюжетам. Кэмпион пошла по стопам Ли, и ее эксперимент, судя по всему, тоже удался.
«Власть пса» не только прекрасно выглядит и звучит благодаря стараниям оператора Эри Вегнер («Леди Макбет») и композитора Джонни Гринвуда из Radiohead («Нефть», «Призрачная нить»). Также лента мастерски рассказывает о подавленной чувственности, прорывающейся наружу и подогревающей оскаровские амбиции Камбербэтча. Латентный гей, который ненавидит мыться, лихо кастрирует быков и угрюмо наяривает на банджо, – такого персонажа вестерны еще не видели.
«Старый Генри»
реж. Потси Понцироли
В отличие от Кэмпион, Понцироли может похвастаться разве что звучной фамилией и ситкомом «Все еще король» с папой Майли Сайрус Билли Рэем. А его вестерн не претендует на лавры, хоть и привлекает старомодной верностью традициям.
Тим Блейк Нельсон, звезда «Баллады Бастера Скраггса» братьев Коэн, играет усталого фермера, который явно знавал лучшие времена. Он живет на скромном ранчо в Оклахоме и воспитывает сына (Гэвин Льюис), а тот мечтает побыстрее свалить из-под родительской опеки. В один совсем не прекрасный день герой натыкается на раненого мужчину (Скотт Хейз) с мешком денег, а вслед за ним объявляется хмурый тип в черной шляпе (Стивен Дорфф). Сразу ясно, что разборок не избежать.
«Старый Генри» выдержан в болезненной, осенней цветовой гамме, подчеркивающей унылое однообразие фермерского быта, и действие в нем разворачивается крайне медленно, как наверняка и текла жизнь на Диком Западе. Фильм старательно обыгрывает стереотипные для вестернов ситуации и образы: конфликт поколений, мирный земледелец, вынужденный взяться за ружье, плохие и хорошие незнакомцы, юношеские мечты о лучшем будущем… Все это компетентно написано и поставлено, однако Понцироли показался зрителям не подающим надежды режиссером, а сварливым стариком, вспоминающим у камина старые добрые деньки. В принципе здесь нет ничего дурного. Но и откровений не ждите.
Комментарии