Рецензии

«Веселые ребята»: Любовь все еще существует

В Театре на Таганке – свежая премьера: спектакль «Веселые ребята», поставленный по одноименному сценарию Николая Эрдмана и Владимира Масса. Режиссер Денис Азаров за основу взял фильм Григория Александрова, снятый в 1934 году. Тогда картина стала настоящим прорывом: ее с удовольствием смотрели как в СССР, так и за границей. Например, в США она шла под названием «Москва смеется».

Сегодня «Веселые ребята» – классика советской комедии. Денис Азаров решил о ней напомнить современному зрителю, который уже успел отвыкнуть от по-настоящему добрых и светлых историй. Если в фильме главная составляющая все-таки музыка (оно и понятно – 1934 год стал окончательным переходом от немого кино к звуковому в СССР) с лишь намеченной любовной линией между героями Леонида Утесова и Любови Орловой, то в спектакле любовь поставлена на первое место. Музыка же преподнесена как яркое обрамление этого чувства, подчеркивающее душевное состояние Анюты и Кости.

Итак, Костя Потехин (Павел Комаров), пастух, играющий на дудочке, влюбляется в девушку из богатой семьи Лену (Марфа Кольцова). Она же, мечтающая лишь о том, чтобы петь в Большом театре, путает его с итальянским маэстро Фраскини (Павел Левкин) и приглашает на званый ужин. Костя, конечно же, захватывает с собой свое стадо, что и приводит к комичным ситуациям и разоблачению. 

Лена разгневана, Костя страдает, и домработница Анюта (Дарья Авратинская), давно и тайно влюбленная в Костю, мучается от неразделенной любви. Конечно же – внимание, спойлер! – в финале, после череды еще более комичных встрясок, наступает всеобщий хеппи-энд. Но по-другому и быть не могло: комедия «Веселые ребята» не могла закончиться как-то иначе – только счастье и радость.

Сценическая интерпретация Азарова – это глубокая стилизация под советский фильм, не лишенная обаяния современности. Складывается полное ощущение, что пришел в старый кинотеатр. Спектакль даже начинается с титров и шутки, что популярные зарубежные артисты в постановке не участвуют. 

Занятный ход придумал и художник Алексей Трегубов для сценографии декораций. Вдохновившись операторской работой Владимира Нильсена, который важные сцены фильма снимал одним кадром, чтобы не было видно монтажных склеек, он сделал видеопанораму пейзажа, нарисованного вручную в стиле карандашного рисунка. Она безостановочно двигается, сменяя одну локацию на другую. Сцены будто меняются сами собой и происходит это так естественно и незаметно, словно на киноэкране. Эффект усиливается использованием стробоскопа и поясняющими титрами-ремарками.

Запоминается и стадо Кости – актеры, одетые в ростовые костюмы коров, коз и гусей с большими головами, придают спектаклю особенный колорит. Так же, как Месяц (Иван Коряковский) и Часы (Александра Хованская) привносят в действие нотку сюрреализма, появляясь, чтобы напомнить героям: хватит заниматься ерундой, ведь время идет, а вы все еще не вместе. В фильме эти персонажи тоже были – в виде анимированных рисунков, что уже само по себе новаторство для того времени. 

И конечно же, равнодушным не оставляет сцена драки музыкантов. В фильме «Веселые ребята» Александрова для этого кульминационного момента впервые в советском кино снимали дублеров, чтобы сделать его как можно более реалистичным. Актерам спектакля в этом помогали постановщик драки Вячеслав Рыбаков и хореограф Анна Закусова. Сцена получилась живая, эмоциональная и смешная. Не обошлось и без знаменитого: «Мы ре-те-пи-ти… мы… ре-те-пе-ти-ро-ва-ли…»

Спектакль получился динамичным, танцевальным и очень музыкальным. В исполнении артистов и джаз-оркестра звучат все золотые хиты из фильма, включая задорно-частушечный «Разгорелся наш утюг», щемящее «Сердце» и, конечно, «Марш веселых ребят» на слова Василия Лебедева-Кумача — тот самый, где «нам песня строить и жить помогает». Композиция стала мощным финальным аккордом спектакля, сопровождающим масштабное шествие сменяющихся эпох и профессий, как символ того, что музыка действительно объединяет во все времена. Так же, как и любовь. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Изабелль Юппер возглавит жюри Венецианского кинофестиваля

Французская актриса Изабель Юппер станет президентом жюри основного конкурса Венецианского кинофестиваля. Об этом организаторы киносмотра сообщили на официальном сайте. По…

27 минут назад

Вдохновение к жизни: Шедевры о войне, снятые во время Великой Отечественной

Если вы думаете, что в годы Великой Отечественной войны советское кинопроизводство переживало не лучшие времена, то глубоко заблуждаетесь. Напротив, кинематограф…

1 час назад

Сказка «Варвара-краса, длинная коса» получит новую адаптацию

Сказок в российском кино много не бывает. Продюсерская компания «Марс Медиа» и Киностудия им. М. Горького объявили о начале работы…

18 часов назад

«Тегеран-43»: История о международном терроризме

Шпионский боевик производства СССР, Швейцарии и Франции о несостоявшемся покушении на «большую тройку» – Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона…

20 часов назад

Дороже золота: Как снимали культовый истерн «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Сложно осознать, что в момент, когда Никита Михалков снял «Свой среди чужих, чужой среди своих», ему было всего 29 лет.…

1 день назад

Фонд кино поддержит «Рождение империи», «Буратино» и второго «Чебурашку»

Фонд кино определил, каким фильмам среди компаний – лидеров отечественного кинопроизводства будет оказана государственная поддержка. В список, составленный экспертами, вошло…

2 дня назад