Статьи

Versace: стиль по-итальянски

Четыре десятилетия назад молодой итальянец по имени Джанни Версаче открыл собственный модный Дом. С тех пор дизайнер прошел через оглушительный успех, любовь знаменитостей, освободил женщин от условностей и твердо решил оставаться верным себе, несмотря на меняющийся мир. А крепкие семейные узы, на которых построена вся история Versace, по сей день помогают бренду остаться одним из самых востребованных, хотя его основателя нет в живых уже 21 год.

Кто знает, как сложилась бы судьба Джанни, если бы не его мама Франческа. В 1940 году, когда ей было всего 20 лет, она открыла ателье по пошиву одежды — в то время это было чуть ли не единственным приемлемым для женщины ремеслом на юге Италии в Реджо-ди-Калабрии. Все детство Джанни провел бок о бок с матерью, наблюдая за ее работой — тем, как она общается с клиентками, закалывает на них платья по фигуре и интерпретирует купленные в Риме образцы из коллекций парижских дизайнеров.

Уже в 9 лет Джанни начал применять навыки на практике, собирая из ненужных лоскутов наряды для кукол, а в школе на уроках рисовал в тетради томных красоток, похожих на кинодив Джину Лоллобриджиду и Софи Лорен. Много лет спустя, в одном из своих интервью, Джанни признается: «Эти наброски были предвестием того, кем я стану».

Конец 1950-х и начало 1960-х были переломным моментом для итальянской моды: она наконец вышла из тени Парижа. Джанни наблюдал, как меняется клиентура известных брендов и как канонический кутюр теряет позиции, уступая место ready-to-wear. В 1965 году, когда его исключили из колледжа, Франческа открыла магазин одежды и его руководство поручила сыну. Этот опыт стал для него стартовой площадкой: будущий дизайнер учился подчеркивать достоинства и скрывать недостатки фигур покупательниц с помощью нарядов. Вскоре он начал просить производителей одежды шить по его эскизам.

Джанни c его амбициями было тесно в маленьком Реджо, поэтому, когда его талант заметили владельцы флорентийской трикотажной фирмы Florentine Flowers и пригласили на работу, он, не раздумывая, согласился. Правда, уже через несколько месяцев Джанни разорвал контракт, решив, что ему нужно двигаться дальше — в модный Милан.

Шел 1972 год. С одной стороны, в Европе и Америке расцветали субкультуры, а на подиумах происходили мини-революции, зачинщиками которых были дизайнеры Ив Сен-Лоран и Стивен Барроуз. С другой  — меньшее, о чем хотел думать итальянский народ в период «стальных 1970-х», — роскошная одежда, ставшая символом зажиточной буржуазии. Милану, все активнее превращающемуся в центр притяжения модной индустрии, скорее подходил минимализм Джорджо Армани, появившегося на авансцене в середине десятилетия.

Первые несколько лет после переезда Версаче трудился вольнонаемным дизайнером в местных компаниях Callaghan, Complice и Genny. Работа в последней принесла ему настоящее признание и понимание, что пора уходить в свободное плавание. В 1978 году, при поддержке брата Санто (который станет его главным бизнес-партнером на всю жизнь), Джанни открыл бренд Versace.

***

Он никогда не был адептом скучной, простой одежды. Куда больше Версаче нравилась клубная феерия и откровенная сексуальность в духе «Студии 54», где он сам пропадал во время поездок в Нью-Йорк. В своих интервью Джанни часто говорил, что его вещи воплощают собой любовь к жизни и здоровый гедонизм, а своей музой называл младшую сестру Донателлу — над ее стилем он начал работать, когда та была еще подростком. Донателла была примером девушки, которую мечтал одевать Джанни, — молодая, легкая на подъем, готовая к экспериментам, с сильным внутренним стержнем.

Первые показы Versace были периодом творческого поиска — от романтизма в духе старой школы до платьев-коконов. Однако уже к началу 1980-х молодой модельер сформировал собственный визуальный язык, в котором отсылки к наследию Древнего Рима смешивались с барокко, а символы католической церкви — с элементами БДСМ-культуры. Вдохновения Версаче черпал отовсюду: из детства, прогулок по древнеримским развалинам, строгого церковного воспитания, свойственного югу Италии, вечеринок в гей-клубах, искусства эпохи Ренессанса и любимого итальянского кино 1960-х.

Благодаря стройной концепции, которую сформулировал Джанни для Versace, — молодость, красота, секс — все вместе это выглядело логично сложившимся пазлом. Он знал, какими хочет видеть «своих» женщин: уверенными в себе, не стесняющимися своей привлекательности и самодостаточными. Версаче во многом освободил женщин от предрассудков и комплексов. Подобный эффект оказывали и его мужские коллекции с мелькающими то и дело золотыми трусами, пестрыми рубашками и кожаными костюмами.

Маэстро не ограничился подиумом. В 1982 году он начал сотрудничать с театром Ла Скала — его первой работой были костюмы для балета Рихарда Штрауса Josephlegende. В 1984-м он одел оперный состав «Дона Паскуале», в 1987-м — «Саломеи» в постановке Роберта Уилсона, в 1989-м — «Доктора Фауста». Он же придумал сценические образы для легенды балета Мориса Бежара. Джанни поработал над костюмами и в кино: его одежду носят герои «Кики» Педро Альмодовара и драмы Лины Вертмюллер «В лунную ночь» с Рутгером Хауэром и Настасьей Кински.

Версаче — один из первых дизайнеров, использовавших потенциал сотрудничества с селебрити: в то время как большую часть публики на других показах составляли редакторы журналов, байеры и светская публика, он приглашал в первый ряд звезд вроде Шер, Мадонны и Элтона Джона. Расчет оправдался: к середине 1990-х в портфолио Versace значились самые «горячие» представители поп- и киноиндустрии. В его послужном списке были принцесса Диана, Деми Мур, Кортни Лав и десятки других знаменитостей, которые во многом способствовали растущему в геометрической прогрессии успеху бренда.

Бывало и наоборот: в 1994 году еще никому не известная актриса Элизабет Херли появилась на премьере фильма «Четыре свадьбы и одни похороны» под руку со своим тогдашним бойфрендом Хью Грантом, одетая в платье Versace с разрезом и золотыми булавками. На следующее утро Херли проснулась знаменитой, а ее наряд навсегда стал частью истории моды.

Пока Джанни одевал актрис на ковровые дорожки и создавал сценические костюмы для своих друзей и подруг, модная публика переключилась на других фаворитов: бельгийских концептуалистов, японских авангардистов, минималистов, таких как Хельмут Ланг и Жиль Сандер, адептов интеллектуального дизайна, как Миучча Прада, и бунтарей вроде Александра Маккуина и Джона Гальяно. Экспрессивная эстетика Versace, замешанная на сексуальности и поп-культуре, будто выпала из актуального контекста. Молодые дизайнеры называли коллекции Джанни устаревшими, равно как и тип женщины, который он продвигал. В каком-то смысле это было действительно так.

***

15 июля 1997 года мир облетела шокирующая новость — знаменитый дизайнер Джанни Версаче скончался в госпитале, после того как был найден на ступенях своего особняка в Майами-Бич c пулевыми ранениями. Позднее в полиции сообщат, что Версаче стал жертвой серийного убийцы Эндрю Кьюненена (хотя СМИ по сей день муссируют и другие версии). Через несколько дней после трагедии продажи Versace выросли на 70%.

С уходом из жизни брата кресло главного дизайнера заняла Донателла. Критики не верили в дальнейший успех Versace, сомневаясь, что у сестры кутюрье есть хоть толика его таланта. Но Донателла сумела продолжить семейное дело, а в 2013 году на телеэкраны вышел канадский фильм «Дом Версаче», рассказывающий о трудностях, через которые ей пришлось пройти, чтобы сохранить бренд на плаву.

Сегодня Versace — вновь одна из самых обсуждаемых модных марок. Отчасти этому способствовал выход второго сезона «Американской истории преступлений», в центре которого — история убийства Джанни (несмотря на то что семья отозвалась о проекте крайне нелестно). Отчасти — сказалась поддержка со стороны главных ньюсмейкеров современности вроде Ким Кардашьян.

А в этом году Донателла стала одной из ведущих бала Института костюма музея Метрополитен (Met Gala 2018). Кроме того, в нарядах Versace на мероприятии, темой которого стали религиозные отсылки в моде, появились главные трендсеттеры — Кэти Перри, Джиджи Хадид, Ирина Шейк, Синди Кроуфорд, Жизель Бундхен, Блейк Лайвли, Зендая. «После Джанни религия стала частью культуры в совершенно новом ключе», — заметила Донателла в одном из интервью. И как показывают модные реалии, это далеко не единственная заслуга итальянского дизайнера.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

3 часа назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…

18 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

19 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

21 час назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

23 часа назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

1 день назад