21 февраля народная артистка России Вера Алентова отмечает 80-летие. Юбилей актриса празднует на сцене: в Театре имени Пушкина покажут ее бенефис «Мадам Рубинштейн». Поставил спектакль Евгений Писарев, художественный руководитель театра: он решил отказаться от классического материала и адаптировал пьесу малоизвестного в России драматурга. «Мадам Рубинштейн» – это трагикомедия о последних годах жизни Элены Рубинштейн, женщины, совершившей революцию в косметике. «КиноРепортер» поздравляет Веру Валентиновну с днем рождения и рассказывает, каким получился ее новый спектакль.
Основой для постановки послужила пьеса австралийского писателя Джона Мисто. В России его произведение ставят впервые, а потому «Мадам Рубинштейн» – это знакомство не только с эксцентричной бизнес-леди, но и с автором, который бережно воссоздал ее яркий образ на страницах книги. Тем не менее это не биография Элены Рубинштейн, а скорее приближенная к реальности зарисовка о кульминации ее жизни. Ведь именно последние 10 лет рядом с Эленой был настоящий друг – как искупление за непростую судьбу без привязанностей.
Архитектура декораций, над которыми работал Максим Обрезков, – вот что впечатляет в первую очередь. Настолько лаконичную геометрию и тщательную работу со светом сложно найти даже в киношедеврах визионеров. Мадам Рубинштейн еще не появилась «в кадре», однако обстановка кабинета уже многое говорит о персоне, которая вот-вот ворвется в рабочее утро на Пятой авеню.
Одна только декорация предопределяет многоуровневую дистанцию между зрителем и происходящим на сцене. Ступенька за ступенькой мы оказываемся то ближе к героине, то дальше. Порой издалека мы наблюдаем незначительные короткие эпизоды, призванные связывать основные части повествования. Как если бы действие разворачивалось на телеэкране: скетч, ситком, пометка «в прошлой серии». И по мере приближения образ мадам Рубинштейн прорисовывается все ярче, ее характер становится все ближе и понятнее. И обстановка на сцене, расположение предметов, несколько уровней идеально способствуют развитию сюжета.
Вера Алентова потрясающе играет, и Элена Рубинштейн в ее исполнении кажется великой, невероятной, а самое главное – давно знакомой. Будто мадам не покидала глянцевых обложек и не сходила с телеэкранов, а все это время была где-то рядом, продолжала вести войну со старением и освобождать женщин от кухонного рабства при помощи декоративной косметики.
В то время как декорации создают правильный фон для восприятия разных ситуаций из жизни знаменитой бизнес-леди, Вера Алентова несет на своих плечах саму историю. Легендарный образ самой успешной и вместе с тем самой одинокой в мире женщины. Все особенности, о которых просто невозможно рассказать текстом: только мимика и жесты, интонация, осанка. За двухчасовой спектакль Вере Алентовой удается воплотить все, чем была Элена, рассказать ее историю в лаконичной форме и без четвертой стены.
Элена Рубинштейн – не самый приятный человек, она всегда держит дистанцию, поносит сыновей на чем свет стоит и крепко держится только за свой бренд. Она никогда и никому не доверяла полной правды о своем прошлом – считала правду как таковую слишком скучной, недостойной таблоидов. И по-настоящему близких людей у нее практически не было.
До тех пор, пока к мадам не напросился на работу одинокий ирландский парень Патрик О’Хиггинс: он-то и стал ее главной опорой в самый непростой период. Потрясающая химия Веры Алентовой и Артема Ешкина сделала отношения Элены и Патрика отдельным персонажем постановки. Их дружба оживает, приобретает знакомые черты, будто два наших старых приятеля «опять собачатся» и «снова мирятся». Откровенно, но притом аккуратно режиссер воссоздал на сцене очень тонкую текстуру человеческого взаимодействия.
И ведь это самое главное: отношения. Спектакль рассказывает историю мадам Рубинштейн, но на деле наглядно иллюстрирует одиночество сильного человека – и спасительную функцию дружбы. В лице Патрика Элена получила не только поддержку, но и голос разума, и просто собеседника. Кто знает, на сколько лет продлил ей жизнь их с О’Хиггинсом тандем.
При этом драма в спектакле часто уступает юмору – «Мадам Рубинштейн» запросто можно назвать комедией. Едкие комментарии Элены можно разбирать на цитаты, а нелепые ситуации, в которые постоянно попадает Патрик, достойны отдельного скетч-шоу. Евгению Писареву удалось идеально подобрать интонацию для печальной истории: практически ни одна деталь не напоминает о том, насколько несчастна главная героиня.
Но все-таки финал с короткой биографической справкой оставляет осадок – странное чувство, как будто прощаешься навсегда с хорошим знакомым. И это ощущение еще какое-то время преследует, до тех пор, пока не наткнешься на логотип HR (Helena Rubinstein) и не вспомнишь, что наследие мадам Рубинштейн продолжает жить, а значит, все было не зря.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…