Статьи

Великий эксперимент: Особенности кинорынка Поднебесной

Больше 1,3 млрд жителей и растущая экономика обеспечивают китайской киноиндустрии бесконечный потенциал развития. Еще недавно главный вопрос аналитиков был: когда она обгонит Голливуд — если не по влиятельности, то хотя бы по финансовым показателям? После 2015 и 2016 годов, когда прокат Поднебесной сначала увеличился по выручке на 49%, а потом опередил по количеству экранов американский, дату окончательной победы назначили на конец десятилетия — 2019–2020-й. Но вскоре тема потеряла актуальность: с одной стороны, рост замедлился до 9% в 2018 году (до $8,87 млрд), и прогнозы о китайском триумфе над Голливудом отодвинули это событие как минимум на 5–8 лет, с другой — скрытые процессы внутри индустрии вышли на первый план.

Прошлый год стал годом нескольких громких скандалов, так или иначе связанных со взрывным ростом предыдущих лет. Государственные финансовые регуляторы и цензурные органы всерьез взялись за топ-менеджеров, продюсеров, режиссеров и даже кинозвезд. Самый большой шум с участием в том числе иностранной прессы разгорелся вокруг «инь-ян»-контрактов. Деятели шоу-бизнеса на каждом проекте подписывали два договора, один для налоговой, а другой с фактической суммой к выплате.

Практика летом стала достоянием общественности из-за неаккуратных постов в соцсетях, и властям пришлось вмешаться. В результате известная в том числе голливудскими лентами актриса Фань Бинбин, оказавшаяся в центре скандала, чуть не поплатилась карьерой, исчезла на несколько месяцев, а потом после клятвы верности стране и партии отдала государству $130 млн неоплаченных налогов и штрафов.

Этот случай стал показательным примером для остальных. И до конца года, чтобы не попасть под жесткий пресс компартии, вся киноиндустрия «вспомнила» о $1,7 млрд недоплаты. Финансовыми последствиями скандал с «инь-ян»-контрактами и непомерными зарплатами кинозвезд не ограничился. Компартия в очередной раз осудила «культ денег» и приняла четкие правила, сколько впредь можно платить всем актерам — не больше 40% общего бюджета проекта.

Другой прошлогодний индустриальный скандал прошел значительно тише — борьба с выводом капитала за рубеж обернулась сокращением китайских инвестиций в Голливуд. Даже глава Dalian Wanda Group Ван Цзяньлинь, купивший в свое время американскую сеть кинотеатров AMC и студию Legendary, попал в немилость, отказался от дальнейшей экспансии и начал продавать иностранные активы.

Кадр из фильма «Новый король комедии»

Если шаги руководства страны по регулированию кинобизнеса с организационной или финансовой стороны как-то объяснимы и прогнозируемы (это не более чем болезнь роста), то китайская цензура сейчас непредсказуема и непрозрачна как никогда. В марте прошлого года вся индустрия, включая прокат и копродукции, перешла в ведение отдела пропаганды ЦК Коммунистической партии Китая. Как показали случаи вторжения властей в процесс, для КПК важнее идеология и воля руководства, а не бизнес-интересы студий или развитие отрасли в целом.

Главными хитами проката 2017 и 2018 годов стали патриотические милитаристские боевики «Операция в Красном море» и «Война волков 2»: они собрали $579,2 млн и $874 млн соответственно. Оба фильма о спасении героическими китайскими военными граждан КНР в других странах (на Ближнем Востоке и в Африке), а противостоят им наемники или террористы, связанные с американским капиталом.

Патриотические ленты сняты с участием министерства обороны, на первый взгляд идеологически безупречны и, в отличие от обычных агиток, могут заработать деньги. Но линия партии изменилась, и такое кино вдруг оказалось в немилости. Согласно новым зимним циркулярам (о которых известно по слухам — их никогда не выпускают публично), впредь в кино не следует бряцать оружием и излишне хвастаться мощью армии КНР, не надо показывать политическое устройство страны, касаться ее будущего и международных отношений, в том числе нельзя показывать западные страны как врагов.

В результате производство сиквелов самых успешных блокбастеров было остановлено, а в самое горячее время для китайских кинотеатров, на каникулах после нового года по лунному календарю, впервые за три года не вышло ни одного военного боевика.

Страдают от новой цензуры и режиссеры фестивального кино, в том числе ветераны. Режиссер Чжан Имоу, который сталкивался с запретом своих фильмов в 1980-е, неожиданно изъял свою новую работу «Одна секунда» из конкурса Берлинского кинофестиваля. Причиной указывают технические проблемы, но лента касается тем «культурной революции» и трудовых лагерей по перевоспитанию, и вполне вероятно, что власти сочли нежелательным показ картины на международном фестивале, хотя выдали ей в январе прокатное удостоверение.

Кадр из фильма «Блуждающая Земля»

Политическое вмешательство в искусство и бизнес вряд ли скажется положительно на его развитии в краткосрочной перспективе. О том, что будет происходить в китайском кино в ближайшее время, можно судить по новогодней неделе с 4 по 10 февраля. C 2016-го праздничные хиты становились самыми кассовыми, поэтому от них ждут новых рекордов и по ним судят о состоянии индустрии.

В 2019-м в отсутствие патриотических военных боевиков главной стала фантастика. Первые две строчки недельного бокс-офиса заняли экранизации рассказов китайского писателя-фантаста Лю Цысиня, обладателя престижной литературной премии «Хьюго». Это черная комедия от мастера жанра Нин Хао «Сумасшедший пришелец», заработавшая $214,7 млн, и более серьезная лента «Блуждающая Земля» — названная первым настоящим фантастическим блокбастером в стране. Сделанная с размахом «Гравитации» картина заработала $298 млн, в том числе побила рекорд по сборам в кинотеатрах IMAX.

Другие более традиционные для праздников фильмы — комедия «Пегас» о бывшем гонщике-чемпионе, который вынужденно переквалифицировался в продавцы жареного риса и мечтает вернуться на трек, а также очередная работа Стивена Чоу «Новый король комедии» собрали $154,6 млн и $78,8 млн соответственно. Также в Китае в феврале состоялся кинотеатральный дебют свинки Пепы. Полнометражный мультфильм «Свинка Пеппа празднует Китайский новый год» сделали специально под праздник китайская корпорация Alibaba и британцы Entertiment One. В год Свиньи популярный персонаж принес своим создателям всего $16,6 млн.

Фильмы праздничной недели собрали вместе $865,8 млн — это новый рекорд для киноиндустрии Поднебесной, но он всего на 1,5% выше, чем в прошлом году. При этом билетов было продано на 15 млн меньше. Это говорит о том, что рекордный рост в этом году не предвидится, но фантастики и свинки Пеппы из Китая точно станет больше… Если, конечно, их не запретит компартия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

11 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

12 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

14 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

16 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

18 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

21 час назад