Токсичное поведение Орсона Уэллса, Чарли Чаплина и Зака Снайдера.
На днях вспыхнул громкий скандал на съемках эпика Фрэнсиса Форда Копполы «Мегалополис» (который он, к слову, снимает на свои кровные). В классике взыграло ретивое, и он взял да и уволил добрую половину съемочной группы. В том числе – отделы, отвечающие за визуальные эффекты и дизайн.
Причем уволенные, как сообщается, были рады унести от Копполы ноги. На площадке якобы царил сущий хаос, и судьба проекта до сих пор окутана туманом неизвестности. Пользуясь случаем, мы решили вспомнить и других режиссеров-скандалистов, которые прославились не только заслугами в области кинематографа, но и дикими выходками на съемках своих шедевров.
Чарльз Чаплин
Мы привыкли к экранному образу Чарли Чаплина как неунывающего Маленького Бродяги, который вечно влипает в неприятности, однако выходит сухим из воды. Трудно не любить этого эксцентричного обаятельного человечка. Но непросто испытывать аналогичные чувства к самому Чаплину, который слыл тираном и скандалистом на съемочной площадке. Его мания контроля выросла из любви к искусству: Чаплин мечтал о хорошем кино, вот и переквалифицировался из актеров в режиссеры, покорив все мыслимые высоты. Но имелась у этой страсти и темная сторона.
На съемках «Огней большого города», например, у Чарли случился нервный срыв из-за того, что Вирджиния Черрилл никак не могла произнести фразу «Цветы, сэр?». В итоге на создание крошечного эпизода Чаплину понадобилось… 342 дубля! Он нещадно бичевал артистов за минутные опоздания, а в конце 1960-х, работая над «Графиней из Гонконга», умудрился довести до белого каления Марлона Брандо, который и сам не отличался покладистым нравом. В своей автобиографии Брандо назвал Чаплина «худшим садистом из всех, что он когда-либо встречал», отдельно отметив, как саркастично и злобно тот обращался с собственным сыном. Марлона же Чарли окрестил «позором актерской профессии» – чудо, что при таких вводных фильм вообще увидел свет.
Джон Хьюстон
Еще один классик, запятнавший карму скандальным поведением, – двукратный оскаровский лауреат Джон Хьюстон. Человек, который на заре 1940-х довел до совершенства жанр нуара в «Мальтийском соколе», а позднее снял выдающийся вестерн «Сокровища Сьерра Мадре» с тем же Хамфри Богартом, пронзительную драму «Неприкаянные» с Мэрилин Монро и знаменитую гангстерскую трагикомедию «Честь семьи Прицци» с Джеком Николсоном. Но не менее примечательными, чем ленты Хьюстона, были его скандальные выходки на площадке.
Работая над «Неприкаянными», он тонул в трясине азартных игр и требовал у продюсеров аванс в размере $50 тыс. – на карты и прочие радости жизни. Хьюстон допоздна торчал в казино, опаздывал на съемки, а в один прекрасный день, когда в игорном зале отрубили электричество, оперативно подрядил членов съемочной группы притащить резервные генераторы. Кларк Гейбл был в шоке – а уж он-то никогда не упускал возможности потусоваться. Как, собственно, и собутыльник Хьюстона Хамфри Богарт. На площадке «Африканской королевы» мужчины не просыхали, чем изрядно бесили звезду Кэтрин Хепберн (Джон даже не смотрел, как она отыгрывала свои дубли).
В чаплинском стиле Хьюстон сводил с ума родную дочь Анжелику, набрасываясь на нее у всех на виду, и казался окружающим эдаким Эрнестом Хемингуэем от мира кино. Суровым альфа-самцом, одержимым чисто мужскими развлечениями вроде охоты и выпивки. Этот дикарь дрался с Эрролом Флинном, однажды его чуть не задушил взбешенный Джон Уэйн, и в целом у коллег Хьюстона были все основания считать его настоящим дьяволом.
Орсон Уэллс
Говоря о скандальных гениях, нельзя обойти стороной Орсона Уэллса, чей «Гражданин Кейн» нередко признается величайшим фильмом всех времен и народов. В юности он сбегал из дома и бродяжничал, хотя с трех лет читал Шекспира, а к девятнадцати годам переиграл весь его репертуар на театральных подмостках. В 1938-м Уэллс шокировал общественность чересчур реалистичной радиопостановкой «Война миров»: миллионы американцев поверили, что на страну действительно напали инопланетяне. Скандал вышел грандиозным, но Орсон только этого и добивался. Вскоре он поднял на уши Голливуд, вступив в медиавойну с магнатом Уильямом Херстом, прототипом миллиардера Чарльза Фостера Кейна. Ничего мощнее этой ленты Уэллс так и не снял, однако и после релиза «Гражданина» продолжил устраивать вокруг себя кавардак.
Орсон шумно разводился со звездой Ритой Хейворт, страдал из-за радикального перемонтажа триллера «Леди из Шанхая» и демонстративно разрывал отношения с Голливудом. С каждым новым проектом он все с большим трудом выбивал финансирование, а характер его стремительно портился. Уэллс критиковал Альфреда Хичкока и называл «Окно во двор» «одним из худших фильмов, что я когда-либо видел». Лоуренс Оливье для него был непроходимым тупицей. Ричард Бертон – насквозь продажным типом. Чарли Чаплин – просто высокомерным субъектом.
Актеров на площадке Уэллс гонял в хвост и в гриву, так что слабонервным работать с ним категорически не рекомендовалось. К тому же многие фильмы он бросал, резко теряя к ним интерес. «Другую сторону ветра», например, публика увидела только в 2018 году, когда картина была доведена до ума стараниями продюсера Фрэнка Маршалла и режиссера Питера Богдановича.
Зак Снайдер
Зак Снайдер – вполне себе культовый постановщик с солидной фан-базой. Причем народную любовь ему принесли не только ранние проекты вроде «300 спартанцев» и «Хранителей», но и недавний opus magnum «Лига справедливости Зака Снайдера». Монументальное четырехчасовое полотно, равных которому в жанре супергеройских блокбастеров наберется немного. Тем не менее именно война за свою версию «Лиги» сделала Снайдера одним из главных голливудских скандалистов. Напомним, что в 2017-м он отказался от работы над «Лигой» из-за семейных проблем, уступив режиссерский пост Джоссу Уидону. Фильм не удался, поэтому Снайдер решил выпустить собственный вариант ленты, который еще предстояло доснять (примерно за $70 млн).
Согласно резонансному исследованию журнала Rolling Stone, Зак не просто запустил кампанию в поддержку «Снайдерката», но и организовал создание множества фейковых аккаунтов, дабы нагнетать шумиху в сети. Снайдер враждовал с руководством Warner Bros., требуя убрать из титров ненавистных ему продюсеров, одобрял нападки в адрес сотрудников студии и превратился в их глазах в законченного Лекса Лютора. Едва ли абсолютно все обвинения в адрес Зака правдивы на 100%, но факт остается фактом: хаос он устроил знатный. Недаром ту неразбериху окрестили Снайдергейтом (по аналогии с Уотергейтом, политическим скандалом в начале 1970-х, который привел к отставке президента Никсона).
Тони Кэй
Тони Кэй, колоритный дядька с выпученными глазами, в незапамятные времена снял один из главных фильмов 1990-х («Американская история X»), а затем на долгие годы стал персоной нон грата в киношных кругах. Товарищ он эксцентричный, что ни говори. Еще ни одного полного метра не выпустил, а уже мнил себя величайшим британским творцом после Альфреда Хичкока. Мужик сказал – мужик должен делать: вот Кэй и взялся за съемки жесткой драмы о неонацистах с пугающим бритоголовым Эдвардом Нортоном. Считая себя при этом достойным наследником Фрэнсиса Форда Копполы и Орсона Уэллса (выше мы упоминали обоих в скандальном контексте).
Нортона Тони презрительно называл «золотым мальчиком Голливуда» и не считал достаточно авторитетной персоной. На площадке они пререкались, но в целом работа над лентой проходила на удивление гладко. Особенно с учетом бури, которая разразилась позже. Первая монтажная версия «Американской истории X» не устроила ни продюсеров, ни Нортона, что чрезвычайно раздосадовало режиссера. Он закатил дикую истерику, после чего ему запретили приходить в монтажную. Зато Эдвард принял в исправлении картины самое деятельное участие. Однажды Кэй в сердцах треснул кулаком по стене и сломал руку, а на важную встречу со студийными боссами привел священника, раввина и буддийского монаха. «Сейчас это звучит нелепо, но я ждал помощи от Бога», – признавался Тони.
Вдобавок он объявил Голливуду настоящую войну, сравнив ее с аналогичным ураганом времен «Гражданина Кейна». Кэй выкупал целые полосы в глянце и поливал New Line Cinema (а заодно и Нортона) грязью, планировал заменить свое имя в титрах на «Шалтай-Болтай» и всерьез намеревался баррикадировать кинотеатры, чтобы публика не смогла попасть на показы «Истории». Параллельно распался брак Тони, а его компания по производству рекламных роликов разорилась, оставив создателю миллионные долги. Постановщик пытался уничтожить фильм, но в результате фильм уничтожил его. Феерическая история, по которой рано или поздно непременно снимут кино. И оно просто обязано оказаться скандальным!
Комментарии